Мы все связаны с князем Владимиром
Центром торжеств, посвящённых тысячелетию преставления святого князя Владимира, в Петербурге вчера стал Князь-Владимирский собор
Вчера вся Россия отметила день преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Это стало кульминацией праздничных торжеств, посвящённых году тысячелетнего юбилея кончины святого. В Петербурге центром праздника стал Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, отмечавший свой престольный праздник.
Храм всё ещё до конца не отреставрирован и весь в лесах, однако он смог собрать под своими сводами несколько тысяч православных петербуржцев и паломников из других городов. Люди начали собираться задолго до начала службы – многим хотелось ещё и посмотреть на внутреннее убранство собора после ремонта. Кстати, службы в соборе не прекращались и во время реставрации. Иконы просто перевешивались с той стены, которую приводили в порядок, на другие, а потом возвращались на место. Теперь прихожане вспоминают, что работы проходили тихо и никому не мешали: каждый раз, приходя в храм, они видели, что он стал ещё красивее.
Постепенно в храме становилось тесно, в итоге места всем хватило с трудом. Постоянные прихожане даже удивлялись, что сегодня к ним приехало так много новых людей. Божественную литургию отслужил настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин. Для него этот день был ещё и личным праздником – именинами. Служба была весьма торжественной, чувствовалось, что и священники, и прихожане испытывают поистине праздничный подъём.
После литургии настоятель напомнил собравшимся главные моменты истории крещения Руси и биографии князя Владимира:
– Святой князь не сразу принял решение креститься в православную веру и крестить своих подданных. Он долго обдумывал это, а потом близко познакомился с этой верой в Греции, прошёл обучение, изучил Евангелие и Священное Предание и только после этого, когда понял, что готов полностью изменить свою жизнь, перешёл в православие. И надо сказать, что эта религия оказалась очень близка именно славянам, их психологии и образу жизни. Поэтому она так легко прижилась на Руси.
Несмотря на то что эти события происходили тысячу лет назад, отец Владимир уверен, что Россия до сих пор сохранила связь с теми давними временами, с князем Владимиром и другими правителями, пришедшими к власти после него.
– Православная вера состоит из Священного Писания и Священного Предания, – сказал настоятель, – а предание – это то, что люди передают друг другу из поколения в поколение, те традиции, легенды, жизнеописания великих людей, которые они считают важным сохранить для потомков. Предание о князе Владимире дошло до наших дней, и именно этим мы, современные люди, связаны с крестителем нашей родины.
На торжестве присутствовал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров.
– Князь Владимир объединил не только славян, а вообще все народы, населявшие Русь, и он до сих пор остаётся символом единения всех народов России, – сказал он, поздравив всех собравшихся с праздником.
Вячеслав Серафимович получил от настоятеля необычный подарок: трёхтомник с краткими биографиями всех российских правителей, всех патриархов Русской православной церкви и всех политиков, когда-либо работавших в петербургском парламенте. В этих книгах собраны 45 тысяч имён… Надо сказать, это не первое подобное издание, вышедшее под эгидой собора. Например, ранее так уже были изданы списки погибших в годы блокады ленинградцев, а также мартиролог религиозных деятелей Петербурга, ставших жертвами репрессий.
– Наш храм почти никогда не переставал действовать. Со дня его освящения в 1789 году он всегда был открыт для богослужений, – рассказала прихожанка собора Ольга Осипова, отвечающая за работу с прессой и другие организационные моменты праздника. – Единственное исключение – несколько месяцев в начале двадцатых годов прошлого века, вскоре после революции. Тогда его хотели закрыть, но затем службы в нём возобновились. Думаю, эти месяцы можно не считать – по сравнению с его более чем двухсотлетней историей это так мало!
…Пока в соборе шла служба, рядом с ним шла подготовка к праздничному угощению. Одна из новых традиций этого прихода – создание огромного круглого пирога, который делят на множество маленьких кусочков и вручают их всем желающим. Один такой сладкий пирог, около метра в диаметре, раздали пришедшим на литургию ещё до её начала, а затем на его место выложили второй. После литургии, освящения нового образа князя Владимира и крестного хода вокруг собора второй пирог был уже нарезан и готов к раздаче. Потом все желающие смогли познакомиться с историей собора: им показали документальный фильм о нём и устроили экскурсию по храму. Надо сказать, там было на что посмотреть. Например, храм восстановил традиции создания праздничных христианских вертепов – кукольных композиций, изображающих сцены из святой истории. На сей раз это было крещение Руси.
справвка «нв»
В 1708 году на месте Князь-Владимирского собора была построена маленькая деревянная церковь Святого Николая. Через несколько лет её заменили более просторной Успенской церковью, которая в 1719 году получила статус собора. В 1740 году рядом с ним стали возводить каменный храм, но его строительство часто приостанавливалось, и только в 1765 году, когда за дело взялся архитектор Антонио Ринальди, оно стало продвигаться быстрее. В 1772 году в деревянном Успенском соборе случился пожар, полностью уничтоживший его и повредивший недостроенный каменный храм. В строительстве опять наступил перерыв, и оно продолжилось только спустя девять лет под руководством архитектора Ивана Старова. Ещё через шесть лет, 1 октября 1789 года, пятиглавый храм был закончен и освящён в честь святого князя Владимира. Впоследствии он частично перестраивался, а в 1886 году неподалёку от него была возведена часовня святого Александра Невского.
Павел Виноградов, Татьяна Алексеева. Фото Алексея Лощилова