Вредные памятники
Петербургские чиновники составили топ-10 самовольных скульптур
Недавно комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) взялся за произведения монументального искусства, щедро расставленные по Петербургу. С каждым годом их количество только растёт, чего не скажешь о качестве: не получив одобрения чиновников, некоторые предприниматели самовольно ставят их где попало. КГА составил список из десяти незаконных памятников. «НВ» отобрало из них самые заметные.
Defunct в Чернорецком переулке
«Несуществующий» объект появился прошлой осенью в том месте, где Чернорецкий переулок переходит в Тележную улицу. Арт-объект, разработанный американским дизайнером Рокси Пейном, так и называется – Defunct (несуществующий).
Сооружение представляет собой стальное дерево высотой 14 метров. Оно «выросло» перед входом в бизнес-центр «Блэкрец плаза». Купил его предприниматель Дмитрий Костыгин, чьи фирмы имеют здесь офисы. Объяснял он композицию загадочно: «Для меня это объект нового поколения, нового понимания себя, мира и бизнеса».
Когда «дерево» устанавливали, в СМИ прошла информация, что на согласования Defunct с чиновниками комитетов и районной администрации ушёл едва ли не год. Однако КГА говорит чётко: «несуществующее» стальное бревно – вне закона. В комитете резюмируют: «Такие объекты в силу низкого качества их образного решения и художественного исполнения, градостроительно необоснованного выбора места установки наносят ощутимый вред имиджу города, его культурно-историческим традициям, традициям монументально-декоративного искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга».
Императорская чета на Обводном канале
Сейчас по заказу КГИОП продолжается реставрация фасадов Воскресенской церкви на Обводном канале, более известной как «церковь с бутылочкой». А внизу меж тем на фоне затянутого храма появился памятник Николаю II и его супруге, императрице Александре Фёдоровне. Но, разумеется, не как предводителям государства Российского, а как святым великомученикам.
Фигуры четы выполнили скульптор Михаил Переяславец и архитектор Вячеслав Бухаев. Взор обоих обращён на Варшавский вокзал. Инициатором создания памятника стал настоятель храма архимандрит Сергий, а средства на его установку собрали прихожане. Открытие скульптуры было приурочено к 400-летию дома Романовых и 120-летию бракосочетания царской семьи, состоялось оно в 2013 году.
– Мы хотели бы, чтобы это был памятник не только царской, но и вообще всякой истинной православной семье, а их, несмотря ни на что, по-прежнему много в России, – отмечали в приходе храма Воскресения Христова. – Эти семьи держат на себе всю тяжесть времени, не дают русскому обществу окончательно пасть. Конечно, они достойны памятника.
Почему «держать тяжесть времени» должен самовольный памятник, священники не уточнили.
«Сестрички» в Сестрорецке
В 2013 году на Приморском шоссе – магистрали, прорезающей Сестрорецк, – была установлена скульптурная композиция под названием «Две сестры». Она обыгрывает название города, тем самым создавая легенду. На самом деле финский гидроним Siesta переводится как «черносмородиновый».
Против «Сестричек» в своё время протестовали эксперты художественной секции градостроительного совета. Большинством голосов объект отвергли, назвав безвкусным и указав на многочисленные огрехи. Тогдашний главный архитектор Петербурга Юрий Митюрёв заметил, что лично его «трёхметровые дети пугают».
– Какое отношение река Сестра имеет к двум идиоткам, выдирающим друг у друга корзинку с ягодами? Да ещё на двух сестричек две ноги – остальные затерялись где-то. Наверное, кривые, – возмущался петербургский скульптор Ян Нейман.
Сейчас «Сестрички» стоят на возвышении, невдалеке от администрации Курортного района. Муниципалы, инициировавшие установку девочек, утверждают, что убирать их теперь уже никто не будет.
Хачкар в Камском саду
В октябре 2014 года свой памятник появился в Камском саду, что находится на одноимённой улице и выходит к реке Смоленке. Хачкар – армянский крест-камень – создали скульпторы Заре Шахбазян и Каро Варданян.
Его появление символизирует дружбу и укрепление культурных связей между российским и армянским народами. Такого рода памятник в регионе уже не первый. Ещё один хачкар стоит во дворе армянской церкви Святой Екатерины на Невском проспекте, 40–42, а в Ленобласти аналогичные объекты есть на Синявинских высотах и Невском пятачке.
Выбор сада близ Смоленки для установки нового петербургского хачкара не случаен. На Васильевском острове с XVIII века жили представители армянской диаспоры. Неподалёку находится армяно-григорианское кладбище с церковью Святого Воскресения. «Камский» хачкар украшен орнаментом. Надпись на нём гласит, что это дар нашему городу от Еревана.
Карл и Эмилия на Тихорецком проспекте
В 2012 году спальные кварталы окрестностей парка «Сосновка» «украсили» памятником. Выполнил его немецкий скульптор Венедикт Бем. Карл и Эмилия, которым посвятили монумент, – петербургские Ромео и Джульетта. Из-за принадлежности к разным сословиям они не могли быть вместе, 30 лет ждали разрешения на брак. Так и не получив его, крепко взялись за руки и бросились в пруд. Говорят, когда утопленников вынули из воды, они продолжали держаться за руки. Впервые эту историю описал писатель Лев Успенский в «Записках старого петербуржца». Впрочем, документы говорят о менее романтичной истории: мужчина застрелил свою возлюбленную, а потом покончил с собой.
Как бы то ни было, создатели хотели показать силу любви. Гранитный камень с высеченными именами поставили на Тихорецком проспекте южнее Яшумова переулка.
Впрочем, в городе есть ещё один спорный памятник влюблённым – Петру и Февронии. Его установили осенью 2014 года на улице Чайковского.
– Профессиональное сообщество отклонило данный объект по причине очень низкого художественного качества и потому, что была попытка сделать этот памятник модульным, – поясняет главный художник Петербурга Александр Петров. – Авторы отлили несколько скульптур для разных городов России и инициировали их установку. Это, конечно, вызвало бурю негодования членов рабочей группы. Не говоря о том, что памятник был самодеятельный и не для Петербурга.
Пять других самовольных памятников:
• Репин. Установлен в 2014 году в посёлке Репино у входа в музей-усадьбу Ильи Репина «Пенаты».
• «Капля». Установлена в 2015 году перед зданием главного коллектора «Водоканала» Санкт-Петербурга на Выборгской набережной у дома № 31.
• «Монстр». Установлен в 2015 году на пересечении улицы Коллонтай и Клочкова переулка у ресторана «Барвиха».
• «Прибыл на каникулы». Установлен перед Суворовским училищем на Садовой улице между домами № 26 и 28.
• «Влюблённые». Установлен в городе Колпино рядом с районным отделением загса на набережной Комсомольского канала.