Культура

«Почувствовал себя счастливым человеком»

31 июля 06:06

Заслуженный артист России Сергей Пускепалис – о своей новой работе, съёмках Антарктиды в Севастополе и балансе боли и радости в современном кино


Известный киноартист и театральный режиссёр Сергей Пускепалис нынешним летом стал дважды дебютантом. Закончил работу над своим первым фильмом «Клинч», где главную роль сыграл Алексей Серебряков, и впервые участвовал в международном конкурсе как кинорежиссёр. Мировая премьера «Клинча» состоялась в основном конкурсе МКФ «Золотой абрикос» в Ереване. Дав свою первую режиссёрскую пресс-конференцию, Сергей Пускепалис рассказал о своём дебюте и ответил на вопросы для читателей «Невского времени».

– Сергей, вы впервые побывали на международном кинофестивале как режиссёр-участник. Какие ощущения?

– Прекрасные! Красивый город Ереван, серьёзный международный конкурс, радушная фестивальная атмосфера, отзывчивые зрители… Почувствовал себя счастливым человеком!

– К какому жанру вы бы отнесли свою картину «Клинч»? Фильм поначалу может показаться реалистичной зарисовкой учительских будней, а ещё «кризиса среднего возраста» уставшего от жизни преподавателя, которого играет Алексей Серебряков. Однако с появлением молодой героини – тоже дебютантки Аси Домской – всё превращается в безумный трагифарс. Подходит такое определение?

– Мы с автором сценария Алексеем Слаповским и продюсером Рубеном Дишдишяном решили, что наш фильм – психологический боевик. А вообще, жанр – это сама жизнь. В ней всегда есть смешение всего на свете. Комедия и трагедия, временами фарс, драйв, отчаянная попытка спастись от рутины повседневности – в жизни случается всё что угодно. В таком ключе и развивается весь этот сюжет, когда молодая девица преследует мужчину, своего бывшего школьного учителя, и грозит его убить. В фильме много внезапных поворотов сюжета – мы старались, чтобы в нём было напряжение полудетективной истории и подробности психологических портретов молодых людей поколения next и тех, кто старше, но уже потерял уверенность. На «Золотом абрикосе» зал реагировал прекрасно, смеялся и затихал именно в тех местах, в каких это было необходимо. Так что первой встречей «Клинча» со зрителями я очень доволен.

– Сценарий Алексея Слаповского поначалу был пьесой, ведь так?

– Да. Эту пьесу я ставил в Уфе, спектакль получился успешный, аншлаговый, публика принимала его на ура. Поэтому, когда у меня появилась мысль попробовать свои силы в кинорежиссуре, мы с Алексеем решили, что из пьесы «Клинч» вполне можно сделать фильм. Но это ни в коем случае не повтор спектакля, у театра и кино свои законы и разные способы рассказывать историю. В театре зрители сразу включаются в игру, принимают условность. В кино понадобилось сначала немного «обмануть», завлечь, постепенно превратить быт в гротеск, в преувеличение, чтобы уже из него возникла внутренняя достоверность.

– Алексей Слаповский – ваш постоянный автор и соратник, вы ставили его произведения в театре, теперь вот в кино. Чем для вас привлекательно то, что он пишет? Как возникли ваши дружеские и творческие отношения? 

– Ну как объяснить возникновение дружбы? Ведь друга не придумаешь, скажем, сидя в тиши кабинета, не сочинишь заранее. Всё получается спонтанно. С Алексеем мы встретились, когда я заканчивал учёбу в ГИТИСе (сейчас это РАТИ, Российская академия театрального искусства) у Петра Наумовича Фоменко. Я очень быстро понял, что Алексей пишет именно то, о чём я думаю, о том, что меня волнует, мы созвучны. Только я не умею выразить это на бумаге, а у него получается. Мне хочется ставить его пьесы в театре, что я и делаю, теперь появился фильм. У нас, кстати сказать, уже шесть сценариев для кино, над которыми мы вместе работали. Надеюсь, что-то из этого удастся осуществить.

– «Клинч» – это скорее мейнстрим, кино для массового зрителя. А как вы относитесь к авторскому кинематографу, к тому, что называют артхаусом? 

– Хорошо отношусь. Дружу с этими ребятами,  режиссёрами авторского кино, знаю, что они очень искренние люди, работают честно, по совести. Они хотят показать то, что не устраивает их да и нас с вами в жизни, обнаружить больные места. Не для чернухи и смакования, не для западных фестивалей, в чём их часто пытаются обвинить. А для того, чтобы вылечить, исправить. Эти фильмы делают талантливые люди, они настоящие подвижники, я им верю. Их кино может нравиться и не нравиться, но оно правдивое, честное. Хотя, на мой собственный взгляд, если уж показывать мрачные стороны бытия, то не нужно забывать, что есть и другая сторона, не такая тёмная и беспросветная. Жизнь надо стараться освещать всю, в полном её объёме, а это значит – не зацикливаться на негативе. Поэтому у меня часто возникает внутренний спор, когда я смотрю фильмы своих друзей. У кино есть свойство всё укрупнять, и когда показывают что-то страшное, кажется, вот только это и есть, а света, радости в жизни вовсе нет. Но это же не так.

– Вы играли в театре, снимаетесь в кино. Что для вас предпочтительнее?

– На сцене я был артистом недолго и очень давно – в Саратовском ТЮЗе, с тех пор не повторял этого опыта. В театре сегодня я только режиссёр и артистом быть не хочу, у меня уже выработался другой психотип, что ли. Сниматься в кино мне нравится, это для меня интересно. А насчёт того, где предпочтительнее, могу сказать, что я в каком-то смысле оборотень, что ли, могу и там и там работать. Для меня главное – хорошая компания, чтобы быть среди друзей и единомышленников. К счастью, в кино я могу выбирать, у меня нет необходимости подписываться на любой проект из-за денег, иду сниматься, когда мне самому этого хочется.

– В чём заключаются плюсы и минусы вашей работы режиссёром и артистом?

– Режиссёр – это, можно сказать, прораб, руководитель стройки. Только он один заранее видит в целом всё здание, которое предстоит построить, и отвечает за все его компоненты. Он должен заботиться не только о себе, а постоянно думать о других. Или лучше сказать, режиссёр – это человек, который строит большой корабль, и от него зависит, поплывёт он или нет. В случае успеха всё внимание и похвалы, как правило, достаются артистам, если же неудача – однозначно виноват режиссёр. Поэтому когда я киноартист, то чувствую себя свободнее и проще, знаю, что вся ответственность на режиссёре, ему отвечать.

– Вы только что закончили сниматься в новом блокбастере «Ледокол», как раз в роли капитана корабля. Что это за фильм?

– Масштабный, дорогостоящий проект студии Игоря Толстунова «Профит», даже более сложнопостановочный, чем предыдущая большая картина этого продюсера – фильм-катастрофа «Метро», где я тоже снимался. Действие «Ледокола» происходит в 1985 году, в основе реальная история о том, как преодолевал ледяной плен в Антарктиде советский корабль «Михаил Громов». Режиссёр – Николай Хомерики, что само по себе интересно: его знают как мастера авторского кино, тонкого, изысканного, а тут такой мощный зрительский проект. Вся команда замечательная – Пётр Фёдоров, Анна Михалкова, Саша Яценко, Валерий Хаев, много других прекрасных артистов, отличная компания, всё, как я люблю.

– Чем запомнились съёмки?

– Антарктиду снимали в Севастополе (смеётся). Там были завершающие съёмочные дни, на улице за тридцать, а мы в шубах, в искусственном снегу, в льдах и айсбергах. Обычное дело в кино: зимой снимают лето, а летом – зиму. И ещё я впервые участвую в фильме, где две трети снимались на хромакее, на зелёном фоне, куда потом режиссёр добавит водные просторы, корабли, льдины с помощью компьютерной графики.

– Стояли ли перед вами в этом фильме новые для вас актёрские задачи?

– Скажем так: я никогда так долго не висел в горизонтальном положении на ремнях. Несколько часов провёл в подвешенном состоянии, при этом нужно было играть, не забывать о психологическом состоянии героя. Сложная была съёмка. Так надо мной ещё не издевались (смеётся).

– Что в ближайших планах – кино или театр?

– Постараюсь действовать по всем направлениям и, конечно, с нетерпением жду выхода «Клинча» в прокат, надеюсь на симпатии и понимание зрителей.

 

 

Беседовала Ольга Галицкая. Фо­то Юрия Смитюка / ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
74.16
0.733 (0.99%)
Курс Евро
87.23
0.064 (-0.07%)
Погода
Сегодня,
03 августа
понедельник
+21
Слабый дождь
04 августа
вторник
+17
Умеренный дождь
05 августа
среда
+21
Слабый дождь