Северо-Запад

«О задаче, поставленной президентом, придётся забыть»

11 августа 07:02

Более половины дорог общего пользования в Коми не соответствует нормативным требованиям

Одна из телезрительниц во время прямого эфира руководителя дорожного агентства Коми Эдуарда Слабикова на местном ТВ, поведав о том, во сколько ей обходится ремонт подвески после езды по районам республики, в сердцах бросила: «Вы что, сговорились с автосервисами, что ли?» Она, конечно, погорячилась, но, судя по состоянию дорог в регионе, работники автосервисов ещё долго без работы не останутся.

Впрочем, для самого Эдуарда Слабикова эти откровения не новость. О крайне плачевном состоянии дорожной сети в Коми он докладывал на очередном заседании республиканского правительства. По его словам, южные районы республики не имеют автомобильной связи с промышленными центрами Севера, такими как Печора и Усинск. Для того чтобы обеспечить в эти города круглогодичный проезд, необходимо построить ещё хотя бы 71 километр дорог. Между тем недостаточное финансирование в прошлые годы привело к увеличению стоимости ремонтных работ. И теперь более половины протяжённости трасс общего пользования, а также 30 процентов деревянных мостов в Коми не соответствуют нормативным требованиям. По официальным данным, по плотности автомобильных дорог Коми находится на одном из последних мест среди регионов России. Республика располагает только 60 процентами автомобильных дорог от минимальной необходимой потребности для успешной и эффективной работы экономики.

О катастрофическом состоянии дорог регулярно сообщают руководители ГИБДД региона и отдельных муниципалитетов. Они считают, что такое положение дел является сопутствующей причиной каждого второго ДТП. Между тем только в первую половину нынешнего года на дорогах Коми произошло 504 аварии, в которых погибли 47 человек и пострадали 664 человека. Нетрудно подсчитать, сколько человек остались бы живы, если бы дороги в республике находились в нормативном состоянии.

Эдуард Слабиков напомнил, что президент России поставил перед субъектами Федерации задачу за период с 2013 по 2022 год удвоить строительство автомобильных дорог по сравнению с периодом 2003–2012 гг. Для этого в Коми до 2022 года необходимо будет построить ещё 216 километров. Но при существующей системе финансирования уже к 2017 году об этом придётся забыть или отказаться от ремонта дорог.

– Руководитель дорожного агентства ещё мягко выразился, – заявил в беседе с корреспондентом «НВ» председатель Коми республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Иван Урсу. – Только содержание одного километра дороги третьей категории в Коми стоит около 1 миллиона рублей. Если учесть, что общая протяжённость дорог в регионе составляет более 6 тысяч километров, то помножьте их на миллион и получите цифру: сколько денег нужно только на содержание.

Получается, что на эти цели потребуется более 6 миллиардов рублей. При этом весь бюджет республиканского дорожного агентства в этом году составил около 4 миллиардов. А ведь ещё нужны средства на ремонт и строительство!

Какие-то деньги удаётся получить из федерального бюджета. По словам Эдуарда Слабикова, в этом году удалось привлечь 159 миллионов рублей на содержание дорог и свыше 51 миллиона на реконструкцию таких дорог, как Ухта – Троицко-Печорск, а также на строительство объездной дороги в селе Корткерос.

Но и с этим делом не всё обстоит гладко. На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении регионам субсидий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Республика Коми на строительство и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием, которые ведут к ближайшим общественно значимым объектам сельских населённых пунктов, получит жалкие крохи в размере 4,4 миллиона рублей, в то время как, например, соседней Кировской области достанется 275 миллионов. Если сравнить территории этих регионов, то понятно, что для Коми выделена чисто символическая сумма.

И вина в таком отношении к республике лежит не на федеральных чиновниках, а на исполнительной власти региона. Министр экономического развития Коми Владимир Бармашов объяснил причину упущенной возможности. Она состоит в том, что соответствующие ведомства вовремя не подготовили проектно-сметную документацию.

Однако, даже если бы Коми получила столько же, сколько Кировская область, ситуация бы кардинально не изменилась. Иван Урсу вспоминает, что в 2000 году было построено 200 километров дорог. Но тогда доля дорожного фонда в консолидированном бюджете республики составляла 30 процентов.

 

– Если бы сегодня доля выделяемых на строительство, ремонт и содержание дорог средств составляла пусть не 30, а хотя бы 20 процентов консолидированного бюджета, то тогда задачу, поставленную президентом, можно было бы выполнить, – считает глава профсоюза дорожников. – Потому что общая сумма составила бы 14 миллиардов рублей в год. Увы, о таком финансировании сегодня говорить не приходится.


прямая речь

Эдуард Слабиков, руководитель дорожного агентства Коми:

– Хотелось бы отметить, что при формировании республиканского бюджета на 2016–2018 годы только для поддержания существующих сетей автомобильных дорог необходимо финансирование на уровне не менее 4,5 миллиарда рублей. А для кардинального улучшения обеспечения транспортной доступности потребуются дополнительные ассигнования в размере 3 миллиардов. Эти средства позволят к 2021 году стабилизировать и привести в нормативное состояние всю опорную сеть автомобильных дорог.

Иван Урсу, председатель Коми республиканской организации профсоюза работников
автотранспорта и дорожного хозяйства:

– Я могу только сочувствовать руководителю нашего дорожного агентства. Он находится меж двух огней. С одной стороны, общество требует от него хорошие дороги. И общество имеет на это право, потому что безопасность проезда по нашим дорогам снижается. Но, с другой стороны, он возглавляет структуру исполнительной власти. А потому он вынужден мириться с мизерным финансированием и как-то на эти крохи содержать дороги в проезжем состоянии. Нас разве что кухарки… да нет, уже и кухарки критикуют. Мало того, они уже знают, как строить дороги. Все имеют претензии к дорожникам, но они тут ни при чём.


тем временем…

Дорога на Нарьян-Мар будет построена в более короткий срок

Дорожное агентство Коми подписало концессионное соглашение с ООО «Дорожная концессия» о строительстве двух участков дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар. Таким образом, эта дорога станет первой в республике построенной на деньги частного инвестора.

Как сообщил заместитель председателя правительства Коми Эльман Худазаров, в соответствии с заключённым соглашением ООО «Дорожная концессия» обязуется до конца 2017 года провести работы по реконструкции автодороги на участке Малая Пера – Ираёль общей протяжённостью 34,5 километра. А до конца 2018-го построить и ввести в эксплуатацию 46 километров автодороги на участке Ираёль – Каджером. Это позволит обеспечить круглогодичную связь с населёнными пунктами муниципальных районов Ижемский и Усть-Цилемский и городом Печора. Первоначально ввод этих участков в эксплуатацию прогнозировался на 2024 год.

На строительство этих участков будет привлечено из внебюджетных источников финансирования свыше 5 миллиардов рублей – 88 процентов от объёма инвестиций. Остальные 12 процентов составят субсидии из республиканского бюджета. Концессионное соглашение заключено на срок до 2026 года.


Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми
Афиша

12 - 22 сентября

XXVII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

19 сентября, 20:00
Концерт Большого симфонического оркестра имени Чайковского

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.65
0.572 (-0.99%)
Курс Евро
69.07
0.19 (-0.28%)
Погода
Сегодня,
22 сентября
пятница
+15
Облачно
23 сентября
суббота
+13
Ясно
24 сентября
воскресенье
+13
Ясно