Культура

«Почему не умеем радоваться?»

11 августа 08:09

На кинофестивале «Окно в Европу» Александр Прошкин открыл публике новую звезду – молодую актрису из Сыктывкара Марию Коровину

Представить фильмы со своим участием в Выборг приехали Евгений Миронов и Дмитрий Марьянов, Мария Машкова и Алексей Гуськов, который ещё и возглавляет жюри кинопродукции. Александр Половцев привёз молодую жену. А красавица Евгения Брик появилась вместе с маленькой дочкой – Зоей Тодоровской. Всем нравится город, разнообразное кино и отличная погода. Но чуть ли не каждый режиссёр и продюсер, участвуя в киносмотре, говорит о том, что через год-другой на фестивале нечего будет показывать. В нынешних кризисных реалиях раздобыть деньги на кинопроизводство становится всё труднее, да и убедить зрителей покупать билеты на неизвестные им российские фильмы, от которых неизвестно чего ждать, тоже задача непростая.

В поисках контактов с аудиторией появляются попытки освоения жанрового кино с помощью любимых классических советских кинолент. На «Ленфильме» перетряхнули сценарные подвалы, раскопали давно написанное продолжение всенародно популярного фильма Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию» и доверили старое лекало молодому дебютанту Илье Северову.

Он снял комедию «Развод по собственному желанию» исключительно с целью порадовать зрителей и научить их быть добрее. Но, как справедливо заметил один язвительный журналист, «надо бы стараться получше делать фильмы, чем пытаться зрителей сделать лучше». Хорошие артисты Константин Юшкевич и Наталья Суркова отлично понимают своих персонажей – незадачливых супругов, которым пришлось столкнуться с усталостью от семейных отношений и непониманием своего места в жизни, но неряшливые сценарные нестыковки и сюжетные пустоты не дают им возможности хоть немного приблизиться к уровню того давнего фильма.

Опытный кинодраматург и режиссёр Алёна Званцова, мастер диалогов, репризных, отточенных реплик и крепких драматургических построений, которые гарантированно нравятся публике, сняла лирико-комедийную драму «Норвег» с отчётливым желанием сделать зрительский хит. Ничего плохого в этом, конечно же, нет. Только вряд ли стоило обновлять нетленный шедевр «Белое солнце пустыни». В «Норвеге» хипстер-неудачник и одновременно талантливый учёный (приходится верить на слово) Женя Кириллов в исполнении Евгения Миронова мечтает перебраться в Европу и находит себе по интернету одинокую норвежскую женщину с непривлекательной наружностью и двумя детьми. Видимо, считает, что с ней его судьба сложится удачнее. Но неожиданно сталкивается с проблемой: дальний родственник просит контролировать в течение месяца его бизнес, всего лишь принимать звонки по телефону. На бестолкового, но ответственного героя сваливается ворох беспокойных и даже опасных забот о среднеазиатских женщинах-мигрантках, нелегально работающих в Москве. Они называют его «товарищ Кириллов», и новоявленный товарищ Сухов вынужден защищать свой «гарем» и попутно вступать в бесконечный спор с продажным ментом (Дмитрий Марьянов), нечистым на руку, но чистым душой и даже пишущим стихи.

Словом, наворочено в «Норвеге» немало, сюжетных линий множество, концепция одна. Из России не уедешь, потому как духовность, товарищество и взаимовыручка только здесь. Толерантный, но бездуховный и прагматичный Запад ни на что не годен, люди там одинокие, несчастные, расчётливые.

Конечно, зрителей порадовал дуэт Евгения Миронова и Дмитрия Марьянова: четверть века назад они вместе снимались у Валерия Тодоровского в замечательном фильме «Любовь», между ними есть своя «химия» с полуслова понимающих друг друга партнёров. Блистательную роль второго плана – маму героини Ксении Раппопорт –  сыграла в «Норвеге» великая Роза Хайруллина. Плюсов вроде бы много, но минус перевешивает. Идеологическая заданность лишает фильм дыхания живой жизни.

А вот мэтру отечественного кино Александру Прошкину удалось сделать свежий, незамусоленный заранее заданными схемами, мудрый, весёлый и нежный фильм. Поначалу картина по сценарию Юрия Арабова должна была называться «Клавдия», по имени главной героини, и рассказывать о… непорочном зачатии. Клавдия вместе с подругами работает в охране заброшенного завода, это все молодые, яркие, но одинокие девушки. Другой работы в городе почти нет, мужчин и того меньше. Невинная Клавдия мечтает о ребёнке… и вдруг обнаруживает, что беременна. А у неё никаких контактов с мужчинами никогда не было, даже поцелуев. Кроме одного случая, когда на территорию завода попытался прорваться странный парень (Антон Шагин), которого бдительная Клавдия упекла за воровство в тюрьму.

Александр Прошкин открыл в своей жизни немало замечательных артистов, после его фильмов они становились известными, популярными. Можно вспомнить Виктора Степанова, Нину Усатову, Марию Звонарёву. Для «Охраны» Александр Анатольевич отыскал редкую жемчужину. Это Мария Коровина, молодая актриса Сыктывкарского театра драмы, благодаря ей картина приобрела особую достоверность и обаяние.

– Я взялся за один сценарий, – рассказал Александр Прошкин, – в итоге появилась другая история, ироническая мелодрама – жанр, комплиментарный по отношению к человеку. «Охрана» получилась про любовь. Мы ведь и живём ради того, чтобы падать в обморок от прикосновений. Прожив немало лет, могу сказать, что в памяти остаются только чувства. Ещё я часто думаю, что нашу страну может спасти разве что женский бунт. Женская природа настроена на созидание и доброту. Женщины способны эти ценности отстоять. Мы постоянно находимся в состоянии возбуждения, агрессии, нападения. У нас съёмки были под Тулой, там в природе разлита такая красота: небо высокое, синее, река просторная. Смотришь и удивляешься – ну почему мы не умеем свою жизнь обустроить? Почему нам обязательно нужно кого-то ненавидеть? Почему не умеем радоваться? Не надо других поучать, правильнее самим попытаться жить мирно и хорошо.


 

 

Ольга Галицкая, Выборг
Курс ЦБ
Курс Доллара США
62.34
0.535 (0.86%)
Курс Евро
68.78
0.485 (0.71%)
Погода
Сегодня,
28 января
вторник
-2
29 января
среда
0
Облачно
30 января
четверг
0
Облачно