Культура

«Скоро китайцы перегонят весь мир»

14 августа 07:57

Международный симпозиум театральных менеджеров в Пекине показал, с какой жадностью китайцы впитывают мировую культуру. О своих впечатлениях от мероприятия «НВ» рассказала Светлана ЛАВРЕЦОВА, директор Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А.А. Брянцева:

– Думаю, китайцы поступают абсолютно правильно, собирая на своей территории весь театральный мир на масштабный форум. Англия, Франция, Италия, Россия, Япония, Корея, Австралия, Швеция, Финляндия, Украина – театральные менеджеры этих стран, директора многих театров рассказывали в Театральной академии в Пекине (которая выступила организатором театрального симпозиума) студентам кафедры менеджмента, каким образом налажено у них театральное дело, как идёт работа со зрителями, как строится пиар. Международная учёба проходила этим летом в четвёртый раз, и мне также довелось прочитать несколько лекций студентам. Мой доклад был о многочисленных вариантах работы со зрителем, о связи с системой образования, в том числе об абонементном обслуживании, – этих форм в Китае пока не существует.

Однако я уверена, что китайцы, с огромной скоростью впитывающие все новации, схемы и системы работы, очень скоро догонят и перегонят весь мир. Начнём с того, что государство поставило искусство, и, в частности, театр – драму, балет, оперу, – в приоритетное направление развития страны и не жалеет на его развитие, и прежде всего на образование в этой области, средств. Надо видеть, как устроена Театральная академия в Пекине – это восемь современнейших зданий с уникальным оборудованием, с просторными лекционными залами, в 2016 году будет открыт и Театр с четырьмя сценами. Новый Большой театр в Пекине – это уникальное сооружение, выстроенное в форме эллипса, и пройти в зрительный зал можно по стеклянному коридору под водой, где над головой сквозь воду просвечивает небо с облаками. 

Да, китайские балет и опера по всем параметрам отстают от российского и мирового театра, звёзд своих ещё нет, но всё впереди. Китайцы готовы учиться всему и всегда, отбирая самое нужное и полезное. Привлечение внимания зрителей идёт за счёт приглашения на постановки мировых имён, среди которых, например, Пласидо Доминго или Анна Нетребко. 

Китайцам интересен русский театр, система Станиславского, современные школы, они готовы приглашать работать к себе наших режиссёров. В позапрошлом году в шанхайском Центре драматического искусства худрук петербургского ТЮЗа Адольф Шапиро поставил «Дядю Ваню» с китайскими артистами, а теперь на очередную постановку в Шанхайский детский театр, которую будет осуществлять китайский режиссёр, приглашён из Петербурга художник Сергей Лавор, оформивший на нашей сцене «Тома Сойера». 

Ну а самое главное, почему Китай стремительно вырывается вперёд, – это удивительное желание учиться, впитывать знания, потрясающее чувство ответственности и самодисциплины. Китайская система образования, а она бесплатная для учащихся, позволяет сменить педагога, если студент считает, что уже взял от него все возможные знания, – и это при том, что преподаватели приглашаются самые лучшие, со всего мира.

 

Китаю есть чему поучиться у мировой театральной школы и менеджмента в разных странах, но нам тоже есть что перенять у китайцев – это их колоссальная работоспособность. В Китае отпуск длится не более 15 рабочих дней в году, при этом он зарабатывается лишь после десяти лет непрерывного стажа, а до того – это только пять дней отдыха. А главное, для китайцев нет разницы, смотрит на их работу начальство или нет, – там привыкли отвечать за качество своего труда всегда, в любых ситуациях, за этим стоит личная ответственность и уважение к профессии. Не удивлюсь, если через несколько лет китайцы сами преподадут нам искусные уроки и театрального менеджмента, и сценического мастерства.

Курс ЦБ
Курс Доллара США
78.67
1.852 (2.35%)
Курс Евро
91.48
1.815 (1.98%)
Погода
Сегодня,
29 сентября
вторник
+12
Облачно
30 сентября
среда
+12
Слабый дождь
01 октября
четверг
+15
Облачно