Взгляд

Не в формате

15 августа 07:07

Кто бы мог подумать, что вот так в век нанотехнологий и компьютера его гармошка поведёт за собой, как национальная идея, о необходимости которой говорят уже четверть века.

– Это что за Стенька Разин?! – удивился мой знакомый, впервые услышав Игоря Растеряева.

И вправду песни у него бунтарские, удалые, как если бы Стенька Разин взял гармошку и затянул «Казачью». И даже народная любовь к нему вспыхнула, будто народное восстание – против музыкального ГМО, от которого часть народа мутировала, а часть получила аллергическую реакцию. Но наши телеканалы продолжают пичкать страну этой гламурной попсой, которая вдобавок ко всему повадилась петь старые песни «о главном», типа отдавать дань.

А по мне, так не надо отдавать. Попсе – не надо: в этом есть какое-то кощунство, когда, словно намазанный салом, силиконовый рот поёт про синий платочек или «Катюшу». Разумеется, не запретишь, но как-то тошно... Но, видимо, теленачальству кажется, что народу это нравится. На самом деле страшно далеки они от народа, потому что есть народ и есть «пипл», есть поп-музыка и есть попса, есть искусство и есть гламур.

В общем, «о, кто-нибудь приди, нарушь…». Пришёл.

Игорь Растеряев, с гармошкой в ситцевый цветочек, запел о том, о чём ещё никто не пел и даже не представлял, что об этом можно петь, – о комбайнёрах, трактористах, грузчиках арбузных фур («не снимают про них сериалов, ведь они не в формате каналов»). Он запел про русскую дорогу, деревню и хутор. Да так лихо и необыкновенно, трагично и весело, причём порой посреди лужи в резиновых сапогах, а то и босиком и почти в исподнем (то есть в натуре и на натуре), и не ряженый какой-нибудь, а, напротив, как есть и в чём есть. И народ, одуревший от гламура и попсы, опешил: откуда ты, прелестное дитя?

Да из города Петербурга, деревни Раковки и хутора Глинище – одновременно.

Вообще-то Игорь Растеряев – петербуржец, из семьи художников, но корни прадедов – казацкие, а потому и Раковку, и Глинище тоже считает своей родиной. По профессии – актёр, служит в театре «Буфф». Но однажды случилась песня, которая с лёгкой руки его друга Алексея Ляхова (Лёха Ляхов, как представляет его на своих концертах Игорь) пошла гулять по интернету, к которому тут же прильнули не только забытые Отечеством комбайнёры и грузчики, но и некомбайнёры тоже. И его тут же стали называть и «самородком», и «русским чудом», и «антигламуром», и «героем нашего времени», и «голосом поколения». «Душа ждала кого-нибудь и дождалась…» Не оскудела ещё земля наша, родит живое, настоящее, без пестицидов…

В Игоре всё дивно сошлось: и стихи, и мелодия, и исполнение, и даже чудесная фамилия – Растеряев. Уж кто и что в его роду растерял – неведомо, но важно – что страна нашла.

Ко многим песням уже сняты клипы – скорее короткометражные фильмы, где в главной роли те самые герои его песен: комбайнёры, грузчики, расчудесный дядя Вова Слышкин, диво-пастух, читающий Гомера, и другие прекрасные обитатели деревни Раковки и хутора Глинище. Конечно, можно придраться к некой неполиткорректности, иногда присутствующей в песнях Растеряева, но она уже так достала, эта фальшивая политкорректность, что душа приняла всё, потому что лучше горькая правда, чем та самая сладкая, с вкусовыми добавками…

После первых песен казалось, что всё, лучше уже не будет. Ну что может быть пронзительней, чем «Георгиевская ленточка» и «Русская дорога» (которая «завещана от Бога»)? Но тут появились «Рожок», «Ходики», «Ермак», «Конь» (что «красив и взбешен, от свободы безутешен») – и опять захватило дух, прямое попадание в сердце, – и посыпались новые письма, причём не только от женской половины (это само собой), но и от мужского братства, обычно скупого на выражение чувств.

Вообще, письма к Игорю Растеряеву – отдельная песня. Слова народные: «Это глоток свежего воздуха!..», «Шедеврищщще!!! На века!», «Красава!», «Спойте песню про шахтёров Кузбасса!..», «Твои песни помогли выжить!», «Так за душу берёт, что слёзы наворачиваются», «Мечтаю, чтобы ты спел про энергетиков России, которых уничтожил Чубайс», «Будешь в Красноярске – мне за счастье с тобой поздороваться»... Символично, что одно из наиболее часто встречающихся слов в письмах – «настоящий». Многие называют Игоря сразу на ты, и это тоже символично – он свой, близкий, родной.

 

Зря у нас так долго сокрушались и кликушествовали о падении нравственности народа, о потерянном поколении: поколение, которое поёт, оно не потеряно.

 

Арина Обух, студентка СПбХПА им. А.Л. Штиглица
Афиша

12 - 22 сентября

XXVII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

19 сентября, 20:00
Концерт Большого симфонического оркестра имени Чайковского

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.65
0.572 (-0.99%)
Курс Евро
69.07
0.19 (-0.28%)
Погода
Сегодня,
22 сентября
пятница
+15
Облачно
23 сентября
суббота
+13
Ясно
24 сентября
воскресенье
+13
Ясно