Культура

«Не надо бояться быть глупым, смешным, нелепым»

18 августа 08:20

Народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось 80 лет


Если опросить зрителей всех возрастов о том, с каким персонажем у них ассоциируется Олег Табаков, наверное, большинство (и в первую очередь те, кому меньше 50) назовут кота Матроскина из мультфильмов про деревеньку Простоквашино. Художник Николай Ерыкалов признавался, что рисовал Матроскина именно с голоса Табакова, придавая персонажу черты добродушного, милого, лукавого и по-житейски мудрого существа.

Сегодня в народе появился даже такой термин, как «Синдром кота Матроскина», который знает, где чего купить на зиму, чтобы «дожить до молодой травы». Надо думать, что не только голос Табакова, но и сам характер артиста помогли создать этот яркий образ.

Его коллега Игорь Кваша в своё время рассказывал, что в молодости Олег Павлович любил поесть и поесть очень вкусно, лучше других знал рестораны с качественной едой. Даже в студенческие годы в запасе у Табакова было много разнообразных продуктов, и иногда молодые актёры без зазрения совести опустошали его припасы, делая настоящие набеги на комнату в общежитии и шаря на глазах сокурсника на полках тумбочек и шкафов. Но Табаков способен и ответить «ударом на удар». Как-то раз он пришёл к приболевшему юному Олегу Ефремову, которому мама прислала мёд, печенье, лимоны, и без зазрения совести съел все эти полезные продукты, пообещав, что придёт навестить простуженного друга ещё и завтра.

Теперь, вот уже много лет трудясь на посту художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова, Олег Павлович отличается хлебосольством. Если театр, по его мнению, нуждается в каком-либо режиссёре или актёре, как руководитель, он готов сделать всё, чтобы человек согласился сотрудничать – даже предложить пожить в своём доме на время обдумывания художественного замысла. 

Он не чужд эксперименту и риску: например, в 2010 году петербургский режиссёр, руководитель Небольшого драматического театра Лев Эренбург осуществил на сцене МХТ постановку «Вассы Железновой» с Мариной Голуб в главной роли. Спектакль получился жёсткий, бескомпромиссный.

Впрочем, твёрдо говорить «нет» Табаков тоже умеет, при этом со всем уважением к творческому замыслу автора. Так, скандальный режиссёр Константин Богомолов, работавший над постановкой «Карамазовых», столкнулся с определёнными преградами со стороны руководства – ему были высказаны пожелания поправок и сокращений цензурного плана. Режиссёр на них не пошёл и из театра уволился. При этом постановка практически без купюр идёт и сегодня в МХТ.

Олег Павлович – мастер компромиссов. Сам себя он называет человеком фартовым. Был в его молодости случай, который мог для зрителя закончиться потерей народного любимца: в 1953 году он выступил против политики Сталина… Наверняка его бы посадили в тюрьму, но не успели – Сталин умер.

Табаков исповедует принцип:

– Ситуация в стране – сама собой, искусство – само собой. Виктор Астафьев писал и в советской действительности, и в постсоветской, и в годы капитализма, умудряясь в любые эпохи сохранять достоинство. Так всегда бывает, когда пишешь, думаешь вглубь.

Его театральные и кинематографические роли так же разнообразны и всеобъемлющи, как он сам. Табаков снялся в 135 фильмах, создал огромное количество образов на сцене. Просто удивительно, как Олег Павлович везде и всё успевает, хотя его спокойный и улыбчивый вид создаёт впечатление, будто он никуда не торопится.

– Я в юности три года пролежал на диване! – вспоминает Олег Павлович. – Вся литература была прочитана там!.. Я лежал, читал, а рядом стояла поллитровая банка с разведённым вареньем и чёрненькие сухарики...

Гурман и книгочей. Предприниматель и творец. Руководитель и артист. Управленец и управляемый. Дважды муж, четырежды отец. В 1995 году удивил всю страну своим поздним браком с бывшей студенткой – Мариной Зудиной. Однако столько лет прошло, а любовь не иссякла. Олег Павлович подтвердил, что умеет быть интересным в любом возрасте, умеет радоваться жизни и относиться к ней с юмором.

 

– Не надо бояться быть глупым, смешным, нелепым, – утверждает Табаков. – Человек так устроен, что в нём масса интересного, но это часто остаётся за кругом нашего внимания.

 

как это было

***

Табаков любит разыгрывать друзей и коллег. Единственным человеком, который ни разу не попался на хитрости Табакова, был Евгений Евстигнеев. Тот умел вовремя обнаружить подвох. Но и он однажды попался, хотя сумел гениально вывернуться и даже остаться в выигрыше. Шли съёмки фильма «Продолжение легенды», в котором Евстигнеев играл старого большевика, а Табаков – юного романтика. Герои должны были познакомиться и пожать друг другу руки. Табаков незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал руку Евстигнеева. Евстигнеев не подал вида, но ответил достойно: как бы от избытка чувств он вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить Табакова по волосам и щекам.

***

В спектакле «Баллада о невесёлом кабачке» актёр Михаил Козаков, обращаясь к зрительному залу, произносил длинные драматические монологи. Олег Табаков, игравший мальчишку-горбуна, постоянно смешил партнёров по спектаклю.

– Такому рассказчику – хрен за щеку! – негромко, но отчётливо произнёс Табаков, удаляясь за кулисы.

С трудом сдерживая смех, актёры доиграли сцену. После спектакля с Табакова взяли слово не смешить Козакова в этой ответственной роли.

– Клянусь, больше не буду! – пообещал Табаков.

Козаков вспоминал:

– Я и партнёры, конечно, на следующем спектакле находились в напряжении. Когда дошла очередь до этой мизансцены и я начал произносить свой монолог, Лёлик похромал мимо меня. Нет, слово своё он сдержал, но, хитро оглядев всех и как бы демонстрируя, что он человек чести, Лёлик всего лишь оттопырил языком щёку. Со мной и партнёрами случилась истерика.

***

Татьяна Лиознова снимала сцену совещания у Шелленберга в картине «Семнадцать мгновений весны». Шеф внешней разведки Третьего рейха гневно отчитывает подчинённых. Сцена была немая. Во время съёмок, которые затянулись далеко за полночь, нужно было произносить какой-то текст. И вот Табаков тоном недовольного начальника открыл заседание: «Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трёх ночи, пора этому положить конец!» Текст произносился при включённой камере. Лиознова опешила. По всему было видно, что статисты всерьёз восприняли слова Табакова – Шелленберга. Однако после команды режиссёра: «Стоп» разразился безудержный хохот всех, кто был на съёмочной площадке.

Табаков умел на съёмках своей игрой убедить не только режиссёра Лиознову и не только многомиллионную аудиторию зрителей, но даже племянницу бригаденфюрера СС, настоящего Вальтера Фридриха Шелленберга. Существует легенда, что та прислала Табакову открытку, в которой благодарила актёра за то, что он «был так же добр, как дядя Вальтер».

***

Олег Табаков рано начал критически смотреть на всё, что происходило в стране. В семнадцать лет он, учащийся Саратовской мужской средней школы № 18 и один из самых активных участников театрального кружка «Молодая гвардия» в Саратовском дворце пионеров и школьников, создал тайное общество, цель которого была – свержение диктатора. Не кого-нибудь, а самого Сталина.

– У меня фантазия шла не очень далеко, и за основу я взял общество «Русская правда» Пестеля, – вспоминал Олег Табаков. – Цель-то была, только вот каким образом добраться до вождя народов, эту деталь я не успел разработать… Знали ли об этом? Знали. Просто мне повезло, что он умер. Я начал всё это в январе 1953-го, а в марте он окочурился. И у власти были другие заботы.

И вместо лагерей, куда он наверняка отправился бы после школы, Олег Табаков поехал поступать в Школу-студию МХАТ. Поступил. Учился отлично. Первую роль в кино (в фильме Михаила Швейцера «Саша вступает в жизнь») он получил, будучи студентом третьего курса.

***

– «Современник» – большое счастье в моей жизни, – всё время повторял Олег Павлович.

Он стал одним из шести основателей этого театра, причём самым молодым. И сразу же стал ведущим актёром, первую роль сыграв в спектакле «Вечно живые» по пьесе Розова, который поставил Олег Ефремов. За 26 лет в «Современнике» он сыграл почти сорок ролей и… получил свой первый инфаркт в 29 лет. Это случилось прямо перед премьерой «Обыкновенной истории», который ставила Галина Волчек. Надо было выпускать спектакль, и Олег Ефремов требовал, чтобы Волчек заменила Табакова актёром Мягковым, которую репетировал во втором составе. Но она наотрез отказалась это делать и ждала, пока Табаков выйдет из больницы.

***

Олег Табаков дважды женат, и оба раза, как он уверяет, счастливо.

Первую свадьбу играли всем «Современником». Невесту Табакова актрису Людмилу Крылову (она была худенькой, очень хрупкой) засунули в коробку – прямо в платье и фате – и под дружный смех преподнесли сияющему, ничего не подозревающему жениху.

***

Любимое блюдо Олега Табакова, – поджаренные круто посоленные… картофельные очистки. Это – из голодного военного детства, когда отец ушёл на фронт, а мама выбивалась из сил, пытаясь накормить семью. Ему всё время снились бутерброды с маслом, а став взрослым, Олег Павлович не мог выбросить ни крошки, ни кусочка чёрствого хлеба.

***

В 1990-е годы Борис Ельцин предложил Олегу Табакову стать министром культуры.

– Он был огромным и любящим обнимать тебя человеком, – вспоминал Олег Табаков. – Я выслушал его, подумал… и постарался убедить его, что лучше уж я останусь на своём месте. Убедил.

***

– Я ценю театр за возможность облиться слезами над вымыслом. Но живого театра мало, а неживого много, – говорит Олег Табаков. И поясняет: – Живой театр – это когда актёры безжалостно тратят себя.

А студентов, которых он принимает на свой курс, Олег Табаков оценивает по «энергоёмкости», то есть по той энергии, которую они способны выплеснуть в зал.

С удовлетворением Олег Табаков отмечает, что дважды в месяц он получает вотум доверия от зрителей. Он имеет в виду два дня, когда в кассах МХТ и «Табакерки», театров, которыми он руководит, происходят предварительные продажи билетов.

– В Камергерском переулке иногда в такой день очередь выстраивается от кассы и аж до Дмитровки, – с удовлетворением говорит Табаков. И добавляет при этом, что у него по этому поводу развился комплекс полноценности. Полноценный комплекс…

***

Последняя театральная работа Олега Табакова – главная роль в спектакле МХТ «Юбилей ювелира», который поставил Константин Богомолов. Эта постановка – о 89-летнем больном раком старике, который доживает свои последние дни. Об этой своей работе актёр высказался так:

– Не всякий рискнёт к своему дню рождения такое «запузырить»!

А в другом интервью сказал, что это – его месседж зрителям. Что в жизни всего поровну – и грустного, и смешного (на этом спектакле, кстати, зрители много раз смеются). И что он относится к этой своей роли более чем спокойно, ведь он из медицинской семьи и с самого детства он знал о конечности человеческой жизни.

Кстати, автор пьесы Никола Маклифф накануне премьеры прислала в театр послание, в котором сообщила, что «Его Королевское Высочество Принц Уэльский и Её Величество Королева о предстоящей премьере осведомлены».

 

Подготовили Елена Добрякова и Эльвира Дажунц. Фо­то Сергея Вдовина / ТАСС
Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.57
0.087 (-0.15%)
Курс Евро
68.56
0.518 (-0.76%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+17
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Облачно
27 сентября
среда
+14
Ясно