Культура

Выборг выбрал победителей, но не нашёл лучшего фильма

19 августа 07:39

«Окно в Европу» (Выборгский кинофестиваль) на этот не просто закрылось, а захлопнулось с треском. Нет, и с Европой, и с самим фестивалем всё в порядке. Так, в рамках фестиваля в ближней Европе, а именно в Финляндии, в городе Котка, дважды побывали с однодневным визитом продюсеры и кинопрокатчики – налаживали творческие контакты с соседями благодаря инициативе продюсера Станислава Ершова. Он же совместно с руководством фестиваля и мэром Котки второй раз сумел организовать премьеры новых российских картин для финских зрителей. Да и в самом Выборге гостей и участников было в избытке, фильмов предостаточно. Тем, кто готов был смотреть всё подряд и высиживать многочасовые пресс-конференции, времени в сутках определённо не хватало. Другое дело, что качественного кино не хватает, что проблема нарисовалась в полный рост и не говорить об этом было невозможно.

Поэтому главным событием фестиваля можно считать не три его конкурсные программы, где были представлены игровые, документальные и анимационные фильмы, а открытое заседание жюри, которое по традиции проходит в день закрытия до церемонии вручения призов.

Обычно это дело рутинное, все обмениваются комплиментами в адрес фестиваля и друг друга, радуясь возможности снова заглянуть в «Окно в Европу». Председатель жюри Светлана Проскурина тоже начала с благодарности фестивалю и его организаторам за тёплую душевную атмосферу и за то, что в работу жюри никто не вмешивался, не давил, не пытался влиять на его решение.

Не называя никаких имён, Проскурина так язвительно и хлёстко обрисовала в остроумных и точных словах большинство фестивальных кинолент, что особенности каждой с ходу узнавались и вызывали смех у собравшихся. После этого в необычности распределения призов сомневаться уже не приходилось.

Светлана Николаевна отметила общее снижение зрительских вкусов, неумение отличить художественный и качественный вымысел от примитивной и грубой фальши. Виной тому негодный к употреблению, наскоро состряпанный кинематографический продукт, которым буквально травят доверчивую публику нетребовательные к себе создатели фильмов.

Владимир Котт, режиссёр и член жюри, выразил горестное недоумение:

– Я порой ловил себя на мысли, что вот передо мной кино, которое плохо сделано, в основе ужасный сценарий, актёры фальшивят, снято кошмарно и ни к какому искусству, творчеству это не имеет отношения. Но в то же время я видел зрителя, который очень круто реагирует, которому это кино нравится. Это не вопрос зависти. Я просто чувствую себя глупым. Возникает вопрос: может, мне надо поменяться и подвигаться в сторону зрителей? Спасибо фестивалю за эти сомнения. Это трудный опыт, который, надеюсь, поможет мне что-то понять.

Вместе с тем в пылу полемики жюри отвергло и фильмы пусть несовершенные, но в которых определённо были актуальность содержания, полноценное владение профессией, образность, искренность и честность.

Такой выброшенной за борт судейских решений работой оказалась «Охрана» Александра Прошкина, удивительно молодой и свежий фильм 75-летнего мастера. Свой личный приз ему вручил глава фестиваля Армен Медведев.

Решением жюри отмечен собственно только один фильм – изобретательно сделанная мелодрама с элементами фантастики «Вакантна жизнь шеф-повара» с Петром Фёдоровым в главной роли. Молодой режиссёр Рустам Ильясов получил специальный приз за лучший дебют.

Ещё один специальный приз жюри вручили Юсупу Разыкову за лучший сценарий, написанный для фильма Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада». Это была, без всякого сомнения, самая крепкая и качественная сценарная работа среди конкурсных кинолент.

С формулировкой «За виртуозное владение жанром» наградили Розу Хайруллину за сверкающую талантом роль в комедийной драме Алёны Званцовой «Норвег».

Гран-при второй раз за 23-летнюю историю фестиваля достался не фильму, а актёрской работе, благо фестивальный регламент «Окна в Европу» составлен предельно гибко и позволяет таким образом выйти из ситуации, когда ни один фильм не устраивает жюри. Прекрасная Ирина Купченко, у которой не было провальных и пустых картин за четыре с половиной десятилетия её работы в кино, по праву завоевала в Выборге Гран-при.

Ирина Петровна сыграла центральную роль в социально-психологическом триллере «Училка» о жизни современной школы. Поставил его дебютант в режиссуре, продюсер Алексей Петрухин. Фильм прямолинейный, пренебрегающий житейской логикой и практически – за исключением самоотверженной работы Купченко – лишённый собственно кинематографических достоинств, однако всерьёз зацепивший зрителей. Сегодня, когда отечественное кино всё больше сторонится злободневности и социальной критики, «Училка» оказалась востребованным и своевременным высказыванием о многих наболевших вопросах. За что и получила «Золотую ладью» в «Выборгском счёте», большинство зрителей отдали свои голоса именно этому фильму.

В конкурсе копродукции победил трудный для зрителей, но отмеченный большими художественными достоинствами «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе, только что с успехом показанный на МКФ в Локарно, ему предназначена большая фестивальная судьба. Отечественные любители кино, возможно, сумеют его поймать в ограниченном прокате.

«Училка» выйдет широким экраном и наверняка будет иметь столь же широкий отклик. Актуальное кино у нас в остром дефиците.

 

Ольга Галицкая, Выборг
Курс ЦБ
Курс Доллара США
61.86
0.39 (0.63%)
Курс Евро
68.62
0.414 (0.6%)
Погода
Сегодня,
22 января
среда
0
Облачно
23 января
четверг
-2
24 января
пятница
+2
Слабый дождь