Как в городе Ы главную площадь защищали
Фельетонист «НВ» продолжает следить за жизнью вверенного ему литературной музой славного города
Тимофей Гарик, поэт
Центральная площадь города Ы была, по сути, самой ценной его достопримечательностью. Здесь располагался Главный музей города (да и всей страны), а в центре площади, окружённой блестящим архитектурным ансамблем, стояла знаменитая Колонна.
Когда-то по площади сновали кареты, тут же, по мостовой, ходили расфуфыренные дамы и кавалеры. Потом на смену каретам пришли автомобили, но автомобилей поначалу было так немного, что они тут никому не мешали. Однако с годами их становилось всё больше, и в итоге площадь пришлось разделить на проезжую часть и пешеходную. Проезжая – широкой многополосной асфальтовой лентой обвивалась вокруг Колонны, а пешеходная, узенькая, шла по самому периметру площади. Значительную часть Центральной площади со временем заняла парковка.
Жители города Ы, конечно, привыкли и к асфальту, и к проезжей части, и к парковке. Привыкли, что к Колонне было не подобраться. Привыкли, что для того, чтобы попасть в Главный музей со стороны Главной арки, надо было обходить площадь вокруг.
Иногда, правда (один раз в году – на День славного города Ы), автомобильное движение на площади перекрывали, парковку освобождали – и Заслуженные жители города вместе с ряжеными шутами карнавалили на площади целый день. Горожане наблюдали за действом с трибун, расположенных на тротуарах, по периметру.
Так и жила Центральная площадь города Ы – жила так, как повелось, и это ровным счётом никого не смущало. Разве что заморских туристов. Ну да и бог с ними – не для них строился славный город Ы.
Да только однажды на площади затеяли ремонт. Движение, понятное дело, перекрыли – на несколько дней. А поскольку никаких карнавалов на время дорожных работ предусмотрено не было, то жители города ходили по площади просто так, и не в обход, а повсюду, не обращая внимания на дорожную технику. Ходили, глазели, фотографировали… Некоторых, особо впечатлительных, больше всего впечатляла панорама, которая открывалась из центра площади, от Колонны – с места, которое до сих пор было для них недоступным.
Однако ремонт вскоре закончился, и всё вернулось на круги своя. В норму. По площади снова поползли авто, снова заполнилась парковка – площадь снова задышала полноценной жизнью.
***
В эту ночь Ратибору Похлёбкину, известному городскому сумасшедшему активисту-общественнику, не спалось. Накануне он целый день гулял по захваченной ремонтом Центральной площади и чересчур перевозбудился.
Под утро ему в голову пришла очередная полоумная мысль.
– А что если… – сквозь сон подумал Ратибор и – наконец, заснул.
На следующий день он накатал письмо в мэрию:
«Уважаемый мэр! Всем известно, с какой теплотой и любовью Вы относитесь к городу Ы, сколь много вы сделали для его процветания и благоустройства. И потому в робкой надежде припадаю к Вашим стопам с предложением сделать Центральную площадь нашего славного города Ы… пешеходной!
Подумайте только! Сегодня самая ценная достопримечательность города отдана автомобилям… Из-за чего наша достопримечательная площадь теряет значительную часть своей достопримечательности. А ведь здесь могли бы гулять люди, играть уличные музыканты, выступать артисты, ездить старые кареты, на месте парковки – работать кафе, вместо асфальта площадь можно было бы благородно вымостить брусчаткой…
Со своей стороны готов разработать детальную концепцию подобного общественного пространства.
С уважением и упованием,
Ратибор Похлёбкин».
***
Помощник мэра славного города Ы по связям с общественностью, конечно же, оставил бы этот бред безо всякого внимания. Однако неугомонный активист разослал копии письма по всем городским СМИ. Пришлось реагировать…
Мэру он, разумеется, эту чушь показывать не стал, а только подсунул ему на подпись бумагу, в которой содержалось распоряжение направить письмо на рассмотрение в профильный Департамент.
Спустя три недели глава профильного (транспортного) Департамента передал бумагу своему заму, а тот – в соответствующий, дорожный отдел. Когда же бумаги дошли до младшего специалиста отдела, тому уже не оставалось ничего другого и – он открыл письмо.
Первой и самой естественной реакцией специалиста было, посмеявшись, выбросить письмо в корзину для мусора. Но, во-первых, он был на то и специалист, чтобы по-научному всё обосновать, а во-вторых, Ратибор Похлёбкин недаром слыл городским сумасшедшим.
«Такого отфутболишь, – подумал специалист, – потом кляуз не оберёшься…»
Тем более что составить надлежащую бумагу специалисту не составило никакого труда. И он за несколько минут написал:
«Уважаемый Ратибор Ратиборович!
В мэрии рассмотрели Ваше обращение и выражают Вам глубокую признательность за неравнодушное отношение к славному городу Ы. Однако реализовать внесённое Вами предложение по реконструкции Центральной площади возможным не представляется. Согласно Плану развития города Ы и распоряжению мэра № 374-Ы, Центральная площадь является важным дорожно-транспортным объектом, по которому осуществляется круговое движение как личного, так и общественного транспорта, обеспечивающее транзитное (и иное) сообщение Главного проспекта города Ы с Главной набережной города Ы, а также с набережной реки Головомойки. А кроме того, Центральная площадь выполняет функцию стратегической парковки центральной части города Ы, рассчитанной на 875 машино-мест. Ликвидация этой парковки, предусмотренная Вашим предложением, приведёт к значительным затруднениям в затруднительном положении с парковочными местами в центре города Ы.
С уважением, младший специалист
Дорожного отдела Транспортного
департамента Дорожкин И.В.
План развития города Ы и распоряжение мэра № 374-Ы
прилагаются».
***
Получив столь исчерпывающий и аргументированный ответ из мэрии, Ратибор понял, что крыть ему нечем. Действительно: так уж повелось, так сложилось, осознавал он, что Центральная площадь является ключевым дорожно-транспортным объектом дорожно-транспортной инфраструктуры города Ы. Тем более что специалист мэрии бил в самые уязвимые точки его идеи. А именно: в «движение как личного, так и общественного (!) транспорта» и в «транзитное (и иное) сообщение», в Головомойку…
Но Ратибор не отчаивался. Немного пораскинув своими воспалёнными мозгами, он написал ещё одно письмо в мэрию:
«Уважаемый мэр! Всем известно, с какой теплотой и любовью Вы относитесь к городу Ы, сколь много вы сделали для его процветания и благоустройства. И потому в робкой надежде припадаю к Вашим стопам с предложением сделать Центральную площадь города пешеходной:
– только в летний период;
– только по выходным дням;
– оставив при этом полосу для общественного транспорта, который осуществлял бы круговое движение, обеспечивающее транзитное (и иное) сообщение Главного проспекта города Ы с Главной набережной города Ы.
– обеспечив доступ личного автотранспорта с Главного проспекта на набережную Головомойки.
С уважением и упованием,
Ратибор Похлёбкин».
***
Когда письмо совершило уже знакомый читателю путь, младший специалист призадумался.
«Э-э, – прикинул он. – Хитро завернул, зараза, – тут уже моей компетенцией не обойдёшься…»
И направил письмо обратно наверх.
Впрочем, когда письмо вернулось к начальнику Департамента, тот, будучи чиновником опытным, ничуть не растерялся. И надиктовал секретарше:
«Уважаемый Ратибор Ратиборович!
В мэрии рассмотрели Ваше обращение и выражают Вам глубокую признательность за неравнодушное отношение к славному городу Ы. В целом Ваше предложение, безусловно, достойно более тщательного экспертного рассмотрения. В ближайшее время соответствующее распоряжение будет отдано.
С уважением, начальник Транспортного
департамента Бубенчиков Б.А.»
Подписав бумагу, начальник Департамента снял трубку и набрал номер президента Сообщества славных Автомобилистов славного города Ы.
***
С тех пор как Ратибор Похлёбкин получил столь обнадёживающее письмо начальника Департамента, прошли годы. Предложение Ратибора получило широкую общественную и экспертную дискуссию, которая время от времени, пусть вяло, но всё ещё разгоралась до сих пор.
Однако, если не считать дюжины заморских специалистов (к которым, впрочем, в славном городе Ы прислушиваться было не принято), разработанная Ратибором детальная концепция «Полупешеходная Центральная площадь летнего выходного дня» получила поддержку лишь со стороны директора Главного музея, двух-трёх городских романтиков да редакции газеты «Время Ы», которая была известна тем, что всегда поддерживала всякого рода сомнительные инициативы вроде озеленения города Ы.
Аргументация же противников проекта, в своей время чётко сформулированная представителями сообщества славных Автомобилистов славного города Ы, была железной. Ключевые её пункты звучали так:
• По Центральной площади испокон веков ходил транспорт (кареты, автомобили), и попытки сделать её пешеходной – это грубое попрание истории города Ы, исторической справедливости.
• Центральная площадь является важным дорожно-транспортным объектом города Ы.
• Не отдадим славный город Ы на поругание ополоумевшим пешеходам!
• Так уже повелось.
Вскоре, войдя во вкус, представители автомобильного сообщества развернули дискуссию о том, что было бы, мол, неплохо подумать и о другой исторической справедливости. А именно, говорили они, вспомнить, что Главная река города Ы была задумана его праотцами как главная транспортная артерия города, а посему не пора бы восстановить их замысел и закатать речку в асфальт?
По Центральной площади тем временем продолжали наматывать круги автомобили, их владельцы дрались за парковочные места на её окраине, Главный музей покрылся гарью, Колонна слега накренилась. Заморские и прочие туристы предпочитали обходить самую ценную достопримечательность города Ы стороной, а горожане если и бывали здесь, то только проезжая по площади на автобусах или на тех же автомобилях.
«А ведь и в самом деле, – думал Ратибор, иногда возвращаясь к мыслям о своей безумной идее. – Так уж повелось – ничего не поделаешь…»
Прим.: Все персонажи и события – вымышлены, все совпадения – случайны.
тем временем в петербурге…
Так уж повелось…

Невский мог бы выглядеть так…
…но выглядит так. И это никого не смущает
А Дворцовая выглядит так…
…но могла бы выглядеть так. И это тоже никого бы не смущало?..
Фото Алексея Лощилова