Спорт

Цены пойдут в разгон?

28 августа 08:17

Повышение платы за проезд в маршрутках может стать не самой большой проблемой для пассажиров


С января коммерческие перевозчики получат право рисовать какие угодно цены

С 15 июля в Петербурге выросли цены на проезд в маршрутках: наиболее популярный тариф увеличился с 36 до 40 рублей. А накануне был подписан федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», который помимо прочего вводит понятие о перевозках по нерегулируемым тарифам и даёт право коммерческим перевозчикам устанавливать с января 2016 года любые цены, какие они сочтут нужными. Однако повышение платы за проезд в маршрутках может стать не самой серьёзной проблемой.

Но сначала о маршрутках. Сейчас в Петербурге пассажирскими перевозками заняты 17 предприятий. 15 из них – негосударственные. Выигрывая конкурс, частники получают маршруты в «пакете». На так называемых социальных маршрутах они перевозят пассажиров по установленному городом единому тарифу (город в свою очередь субсидирует им из бюджета часть затрат, в том числе за перевозку льготников). Коммерческие же маршруты являются своеобразной отдушиной, позволяющей бизнесу собрать недостающую прибыль. Однако несколько лет назад городские власти стали устанавливать верхнюю планку тарифа и на коммерческих маршрутах. И вот с ухудшением экономической ситуации транспортники стали страдать. При этом город соглашался на повышение тарифа с крайней неохотой, опасаясь роста недовольства горожан. С января об оглядке на мнение граждан придётся забыть.

– Вопрос этот бескомпромиссен, он определён федеральным законодательством, – пояснил Александр Воробьёв, председатель городского комитета по транспорту. – Если ты как субъект частично или полностью не оплачиваешь из бюджета работу на маршруте – ты лишён права регулирования тарифа. Хочешь им порулить в том или ином виде – будь готов поучаствовать финансово.

То есть теперь бизнесменов и пассажиров рассудит рынок. Не станут граждане ездить в маршрутках по установленной предпринимателями цене – перевозчики будут её снижать.

– В Москве, например, на коммерческих маршрутах нет ограничений по установке тарифов, – ссылается на столичный опыт председатель комитета Александр Воробьёв. – И сегодня при цене проезда в социальном транспорте в 40 рублей средний тариф у коммерческих перевозчиков – 30–33 рубля. Думаю, и у нас это приведёт к постепенному понижению платы за проезд в маршрутках.

Но главная проблема с вступлением в силу нового федерального закона может возникнуть именно на социальных маршрутах. Сейчас значительную долю автобусных перевозок выполняют негосударственные предприятия.

– В общей сложности на автобусный транспорт из бюджета идёт около 6,7 миллиарда рублей ежегодно, из которых частные перевозчики на более чем 220 социальных маршрутах получают чуть больше 2 миллиардов, – пояснил «НВ» председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселёв. – Государственные транспортные предприятия у нас всегда были и остаются в приоритете, несмотря на то что они глубоко убыточны. Если сегодня себестоимость перевозки одного пассажира в Петербурге составляет, условно говоря, около 50 рублей, то оставшиеся 22 рубля, которые не оплачивает пассажир, а также перевозка льготников дотируются из бюджета. Но это касается только государственных перевозчиков. Негосударственных перевозчиков субсидируют не в полном объёме.

Новый закон сложившуюся в Петербурге практику объединения социальных и коммерческих маршрутов в один лот отменяет. На социальных маршрутах конкурсная процедура будет проводиться по правилам федерального закона о госзакупках. Кто согласится на меньший размер субсидии – тот и будет возить пассажиров. Проблема в том, что желающих среди частного бизнеса может не найтись.

– По большому счёту, коммерсантам социальные маршруты, которые мы сейчас обслуживаем, вообще не нужны, – продолжает Василий Киселёв. – Нам они переданы в нагрузку. От этих маршрутов в своё время и избавлялись как от убыточных, чтобы выравнять финансы ГУП «Пассажиравтотранс», которое находилось в предбанкротном состоянии. И тогда было принято решение особо убыточные социальные маршруты отдать коммерсантам, присовокупить к ним коммерческие и таким образом аккумулировать возможности обслуживания убытка за счёт каких-то доходов. А сейчас возникает серьёзный риск, что на конкурс по социальным маршрутам будет выставлено свыше 220 социальных маршрутов объёмом работы почти в тысячу больших автобусов, но на них никто не придёт. И что тогда?

– Мы к этим рискам готовы, и сейчас задача комитета – нивелировать их, – сообщил Александр Воробьёв. – Имеющийся сейчас у нас подвижной состав даёт возможность почти полностью закрыть всю социальную маршрутную сеть, даже если ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию.

Однако перевозчики опасаются, что ситуация будет развиваться именно так. Как сообщил «НВ» Василий Киселёв, городские власти уже разрабатывают негативный сценарий возможного повышения платы на проезд в социальном транспорте до 40 рублей…

 

Анна Кострова. Фо­то Ирины Мотиной
Курс ЦБ
Курс Доллара США
61.8
0.148 (-0.24%)
Курс Евро
68.29
0.393 (-0.58%)
Погода
Сегодня,
25 января
суббота
0
Облачно
26 января
воскресенье
0
27 января
понедельник
-3