Общество

Лето красное пропели?

28 августа 09:17

Как в Петербурге решаются или не решаются традиционные летние проблемы

 

Подходит к концу лето. Оно уносит с собой сезонные проблемы. Но эти проблемы, если их не начать решать, вернутся – через восемь-девять месяцев. Этим летом мы, как и прошлым, и позапрошлым, говорили о том, что в Петербурге и его окрестностях негде купаться. О том, что по городским улицам, наплевав на правила, гоняют мотоциклисты, тогда как велосипедисты ввиду отсутствия выделенных линий и велодорожек вынуждены ездить по тротуарам. Что под ногами на асфальте цветёт пышным цветом незаконная реклама… И так далее. Представляем хит-парад традиционных летних проблем Петербурга. И рассказываем о том, что можно сделать для их решения.


Велосипеды на тротуарах. Развивать инфраструктуру?

 

В прошлом году в городе заработала сеть велопроката. Хорошая затея – оказалось, что, во-первых, велосипеды пользуются популярностью, а во-вторых, никто их воровать не собирается. Вот только кататься на них практически негде – ни велодорожек, ни выделенных под велосипедное движение полос на проезжей части… Вот и мучаются любители покататься – лавируют или среди машин, или среди пешеходов. Мучаются сами и вызывают недовольство других.

А ведь выдумывать тут ничего не надо. Есть прекрасные примеры Барселоны, Копенгагена, Хельсинки – надо всего лишь скопировать их опыт. Причём особенно стоит присмотреться к Хельсинки. Велосипедное движение в этом городе – лучший аргумент в ответ тем, кто продолжает твердить: мол, Петербург город северный, тут не до велосипедов.

 

Подножная реклама. Стирать, звонить, закрашивать?

 

Эта проблема для Петербурга относительно новая – ещё несколько лет назад никакой рекламы на асфальте в нашем городе не было. Когда же она появилась, то оказалось, что власти ничего поделать не могут… В полиции говорят, что выявлять рекламодателей бесполезно: они, дескать, скажут, что мы никакой такой рекламы не заказывали и вообще это наши конкуренты нас так подставляют. А вот с теми, кто делает на этой рекламе бизнес, бороться, казалось бы, проще простого: телефоны изготовителей можно легко найти тут же, под ногами: «Реклама на асфальте». И телефон. Но и тут правоохранители разводят руками: а что, мол, мы им предъявим? Разве что хулиганство…

Хулиганство не хулиганство, а делать с этим что-то надо. Ведь когда весь город беззастенчиво разукрашен рекламой интимных услуг – это просто стыдно. Кто-то предлагает стирать рекламу до асфальта, но это больно уж хлопотно. Кто-то пытался её закрашивать, но на этих заплатках тут же вновь появлялась реклама (так даже удобнее – как по грунтовке). Сейчас пытаются использовать метод автодозвона (телефоны таким образом фактически просто блокируются) – посмотрим, что из этого выйдет.

«НВ» же ещё прошлым летом предложило свой метод: закрашивать лишь последние цифры телефонов (этот метод подсказали сами рекламодатели, которые так уничтожают рекламу конкурентов). Это намного проще, чем стирать или закрашивать её целиком, а эффект – тот же: реклама перестаёт работать и спрос на неё со временем исчезнет.

…Кстати, сама по себе информация, расположенная на асфальте, – это не так уж и плохо. Если наладить этот рынок, то нанесённые на асфальт указатели могли бы поспособствовать улучшению городской навигации.

 

Лихачи-мотоциклисты. Отнимать мотоциклы?

 

Нынешним летом недели не проходило без сообщений о ДТП с участием мотоциклистов, с жертвами. И напряжённая обстановка на дорогах, которую создают лихачи, – это только одна часть проблемы. Вторая же – в том, что рычащие мотоциклы на городских улицах просто раздражают. А главное: появляется ощущение беспредела – когда какая-то часть горожан у всех на глазах (в том числе и на глазах полицейских) нагло и с шумом нарушает законы.

Сложность борьбы с мотоциклистами-нарушителями, говорят полицейские, как раз в этой наглости и состоит. Ведь многие мотоциклисты нарушают всё что можно: в том числе ездят без номеров, как их идентифицируешь?..

– Я к нему подхожу на светофоре, – рассказывает «НВ» постовой ГАИ, – а он просто берёт и уезжает на всей скорости на красный…

Кроме того, даже такое страшное для участников дорожного движения наказание – остаться без прав – не производит ровным счётом никакого впечатления на человека, у которого прав нет. А мотоцикл даже не зарегистрирован… При этом изъять его полицейские права не имеют. Жаль…

 

И всё-таки дорожная полиция не сидит сложа руки. Так, минувшим летом была проведена спецоперация по зачистке города от лихачей. В результате на одном из форумов, на котором нарушители обычно хвастаются своими «подвигами», даже появилась ветка с обсуждениями под названием «Менты совсем оборзели!» – любители гонять по Питеру негодуют, рассказывая о том, как их ловят за нарушения ПДД.

 

Забитый Невский, пустующие улочки. Просто рассказать?

 

Городские власти уже который год не могут решиться на то, чтобы делать Невский пешеходным хотя бы только летом и только на выходные. Неравнодушные горожане чего только не предлагали: совместными усилиями родился проект «Невский бульвар выходного дня», предусматривающий пешеходную зону в центре и движение общественного транспорта по краям проспекта. Но воз и ныне там.

Причём противники идеи в качестве аргумента приводят пример Малой Конюшенной: вот, мол, посмотрите – улицу сделали пешеходной, а никто по ней не ходит. Действительно: те же туристы даже не догадываются, что в Петербурге есть такое чудесное место, что на Дворцовую площадь можно пройти через эту улицу. А всё почему? Да потому, что им никто этого не подсказал (теми же указателями). Вот и толкутся люди на забитом автомобилями Невском, не зная, что вокруг – удивительные закутки: Малая (да и Большая) Конюшенная, дворы Капеллы, набережная Мойки.


Отсутствие пляжей. Привлекать бизнес?

 

То, что Петербург стоит, по сути, на двух морях (на Балтийском и на Ладоге) и окружён водой со всех сторон, а купаться при этом у нас негде, – это, конечно, безобразие. Но единственное, что делают власти в этом направлении, – предупреждают, что и там и сям купаться запрещено. Спасибо за заботу, как говорится…

Впрочем, властям, если у них нет денег на решение этой проблемы, ничего делать и не надо. Достаточно только не мешать бизнесменам, которые готовы благоустраивать пляжи, чистить водоёмы. Не мешать и создавать льготные условия для такого бизнеса.

Да, платных пляжей у нас не может быть по закону. Но могут быть платные пляжные услуги. И положительные примеры есть.

Скажем, бизнес отлично работает на Коркинских озёрах. И на одном карьере в районе 35-го километра Мурманского шоссе. Есть обустроенные пляжи и в истоке Невы. Везде схема примерно одна и та же: бизнес всё делает сам, а зарабатывает – на прибрежной торговле, инфраструктуре, развлечениях, общепите.


вкратце

 

Негде торговать. То, что в Петербурге под разговоры о поддержке малого бизнеса уже давно идёт его уничтожение, – это известно. Особенно остро проблема встаёт летом, когда начинается продажа сезонной продукции: овощей, фруктов да просто цветов с дачных участков. «Стихийные» рынки и рыночки у нас разгоняют. А надо ли?.. Быть может, хотя бы в условиях кризиса дать послабление мелким торговцам?..

Веранды кафе. У веранд кафе, которые появляются летом на тротуарах, противников хватает. Тут и власти (которые заботятся об «эффективном использовании городского имущества»), и общественники-пешеходы (которые недовольны, что веранды загораживают проходы). Цель у них одна, а вот мотивация разная. У одних – забота о городской среде, у других – желание набить бюджетную (или какую другую?) мошну. Тут, очевидно, необходим баланс – баланс между интересами бюджета, бизнеса, его клиентов, пешеходов. Всё-таки открытые кафе, веранды – это всяко не какое-то вселенское зло. Напротив – это то, что создаёт летний городской уют.

Неморская столица. По своему положению Петербург мог бы стать одной из столиц яхтенного туризма. Но не использует и сотой доли имеющегося потенциала. И дело не в коротком сезоне. У всех наших соседей по Балтике (Финляндии, Эстонии, Швеции) яхтинг – национальное увлечение и крупная отрасль бизнеса. Десятки тысяч яхт совершают круизы по Балтике, без проблем посещая все приморские города. Единственное исключение – Россия, где зарубежным яхтам негде пройти пограничный контроль, таможенный досмотр. А прорвавшись через все препоны в Петербург, почти невозможно найти свободную оборудованную стоянку.

Фонтанный вандализм. Если раньше хранители городских фонтанов испытывали беспокойство разве что в День ВДВ, то теперь молодые петербуржцы повадились устраивать регулярные «водные битвы». Из-за этого приходится отключать фонтанный комплекс на Московской площади, одно из главных украшений района.

Духота в транспорте. Нынешнее лето выдалось, конечно, нежарким, но это было, если судить по последним годам, скорее исключение. Так что Петербургу явно не помешал бы общественный транспорт, оборудованный кондиционерами. Да и в метро с вентиляцией не сказать, чтобы полный порядок: если, например, на фиолетовой ветке ехать комфортно, то на синей – как в сауне.

Ни попить, ни умыться. Наступит очередное жаркое лето – и нам снова придётся говорить о том, что неплохо бы расставить по городу фонтанчики с питьевой водой (по примеру южных городов).

 

Павел Шевченко. Фото Ирины Мотиной и Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
62.34
0.535 (0.86%)
Курс Евро
68.78
0.485 (0.71%)
Погода
Сегодня,
28 января
вторник
-2
29 января
среда
0
Облачно
30 января
четверг
0
Облачно