Мнения и комментарии

Упал – отжался – плие

28 августа 07:24

Первым балетом Бориса Эйфмана, увиденным мной на сцене, а не в записи, был «По ту сторону греха». Спектакль показался спорным, но изящным. Потому, не читая рецензий, пошла на «Онегина». Зря. Надо было почитать.

Мэтр, видимо, решил высказаться. О политике, современниках – о человечестве… Правда, сделал это весьма экстравагантно, скрестив высокое (роман Пушкина) с низким – криминально-бытовой чернухой России 1990-х. Получился перевёртыш: место героев трагедии заняли серенькие «персонажи», характеры и сила духа которых на героическое ну никак не тянут. Оттого неприятный контраст с гениальным литературным первоисточником и эффект обманутого ожидания. Герои у Эйфмана выглядят мелко и плоско – куклы, без души и глубины чувств. Вообще, слово «герой» ни к одному не применимо. В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…

Итак, послепутчевая Россия, новые русские… Лишний человек Женя Онегин – пацан из соседнего подъезда, друг клёвого парня с гитарой Ленского и конкретного товарища по прозвищу Генерал. Последний ослепнет из-за какого-то взрыва, показанного на видео как ядерный гриб. Ослеп мужик, но это не помешало ему стать олигархом и в ночном клубе нащупать трепетную Татьяну, которую накануне отверг длинноногий Женя Онегин. Нашарил брутальный Генерал свою будущую жену и тут же её подмял под себя во всех смыслах. Ленского Онегин по глупости зарежет в сельском клубе, и тот будет ему являться во снах, как дух, направляя на путь истинный. Он – этот эйфмановский Онегин – вообще девиантен: ему не только убитый друг мерещится. В конце привидится муж Татьяны, кореш Генерал (кстати, он очень импозантен в чёрных очках и косухе), ставший сатаной.

Всё же Пушкин у Эйфмана был! Чарующий женский голос читает за кадром то самое письмо, погружая зрителя в литературный первоисточник. В это время прекрасная Мария Абашова танцует. Только её телодвижения совсем не «души неопытной волненье». Акробатические экзерсисы больше похожи на томление плоти и хлыстовские радения. Эйфмановская Таня вообще другая. Юная провинциалка выходит замуж за грубого Генерала, страдает и чахнет, боится своего криминального супруга. Но при виде невесть откуда нарисовавшегося Онегина тут же проникается к нему всем тем, о чём мечтала, метаясь по полу, когда письмо писала… На шею Жене она за спиной у мужа бросается, но вот незадача – страшно. С гордой и сильной женщиной у этой блёклой и слабой девчонки ничего общего…

Чем всё кончилось? А зарезали Женечку за ненадобностью. Олигарх Генерал и зарезал. Он слепой, потому не смог сделать этого раньше. Вот скромницу Татьяну шустро нащупал, а лишнего человека, а заодно и зрителей долго заставил ждать. Понять сюжет не слишком просто: на знание Пушкина надеяться не стоит, а в программке либретто нет. Ищущий смысл да обрящет! Только вот смыслы и витальные метафоры у Бориса Яковлевича буквальны настолько, что скучно и неловко. Кордебалет гопников, имитирующих фрикции, скакал слаженно. Дикий пляс, как и эсхатологические сны Онегина, видимо, должны поразить ошарашенного зрителя. И, судя по аплодисментам после каждой сцены, так и было. Но меня одолевал вопрос: «А при чём тут Пушкин?» Маэстро так концептуально видит! Я не против. Только почему этот творческий продукт дерзко подан в обёртке известного «бренда»? Перечитаю лучше Пушкина, оно как-то сердцу ближе.

 

Мария Башмакова, обозреватель «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
62.52
0.387 (-0.62%)
Курс Евро
71.23
0.365 (-0.51%)
Погода
Сегодня,
26 июня
среда
+14
Облачно
27 июня
четверг
+12
Слабый дождь
28 июня
пятница
+12
Умеренный дождь