Взгляд

Пока постою у порога…

29 августа 07:58

Церковь и общество. Это старая тема, у которой не может быть окончательных решений. Но её обсуждение должно начинаться с уважительного отношения друг к другу.

Не так давно хоронили нашу сокурсницу, умершую в одно-часье. Отпевали её в небольшом храме при кладбище. Стояли у гроба, кто-то крестился, многие, воспитанные в пионерско-комсомольской традиции, просто понурили головы в скорбном молчании. И вдруг священник, человек вдвое меня моложе, прервал службу и принялся укорять нас, горюющих…

Я вспомнил этот эпизод недавно, когда читал книгу архимандрита Рафаила «Церковь и интеллигенция». Работу выпустило издательство Саратовской епархии в 2009 году с благословения епископа Саратовского и Вольского. В аннотации автор именуется «выдающимся духовным писателем», который «привлекает для обоснования своих рассуждений громадный материал, обнаруживая поистине блестящую эрудицию». Купил я эту книгу несколько лет назад, читал, перечитывал, но с каждым приступом текст вызывает у меня всё большее отторжение.

«Жизнь во Христе не стала нормой интеллигента, – утверждает автор в самом начале книги. – В сердце интеллигента главенствовало другое: широкий письменный стол, старинный шкаф с книгами, нежная привязанность к своим детям, встречи с друзьями, посещение театров и библиотек». Начав с достаточно резкого утверждения, далее архимандрит Рафаил обличает интеллигенцию во всех возможных грехах вплоть до желания занять само место священства. Отчасти это, может быть, справедливо, но стоит учесть, что и сама интеллигенция рассматривала своё существование не слишком апологетически. Кстати, авторы сборника «Вехи» упрекали коллег именно за невнимание к семье, нечистоплотность в быту. Как можно сетовать на то, что человек любит детей, – мне непонятно.

Автору неприятна система представлений, которую в общем принимают люди, привыкшие к интеллектуальному труду. Два противника христианства представляются ему в настоящее время – «гуманизм и либерализм». Либерализм, по мнению автора, отрицает нравственность. Гуманизм же неприятен тем, что зачёркивает Вечность. «Надо верить, что смысл жизни лежит за пределами земного пути». Ну, никак не могу согласиться. Если Господь создал этот мир и сам же радовался своему творению, то как мы можем отрицать его красоту? «Вот этот сад осенний за сараем и чистый воздух, льющийся в окно», – восторгался Иван Бунин, сам человек православный. Но, похоже, что архимандрит Рафаил не счёл бы его таковым. Для него и Фёдор Достоевский – писатель не вполне христианский.

Что же предлагает человеку Церковь: возрождение «двух движущих сил души – любви и смирения»? Но как раз этих двух качеств я и не нашёл в трактате. Напротив, автор весьма воинственно обличает мировую интеллигенцию и прежде всего литературу – художественную прозу и поэзию, где, по его мнению, и сосредоточились, гнездятся гуманизм с либерализмом.

Автор упрекает прозаиков, публицистов, поэтов именно в любви к земному существованию и в своих инвективах доходит до прямых оскорблений: «Для Фромма нравственность – это место у общего корыта с похлёбкой… Для Евтушенко нравственность – это модное платье с декольте для крикливой девицы». Прочитав этот пассаж, я вспомнил строчки поэта из знаменитого «Монолога бывшего попа, ставшего боцманом на Лене»:

«Не так ты веришь!» – загалдели,

мне отлучением грозя,

как будто тайною владели –

как можно верить, как нельзя.

Архимандрит Рафаил в самом деле уверен, что владеет главной правдой, потому что все прочие религии кажутся ему набором еретических догм. Он отрицает не только ислам, иудаизм, буддизм, но невозможно ему согласиться и с католиками, протестантами. Да и в самом православии он находит множество диссидентов, от которых мечтает избавить Церковь. Как разобраться во всём этом мирянину, человеку всего лишь ищущему, – остаётся неясным.

Что же касается русской литературы, то действительно трудно найти на её страницах героев-священников. Однако только ли писатели в том повинны? Литература, художественная проза есть часть самосознания общества. И если общество в целом не видит Церковь, то осмысливать эту ситуацию следует обеим сторонам. Обдумывать, но не обвинять друг друга…

 

Священник храма при кладбище упрекал нас в непристойном поведении. Мол, если пришли в церковь, то креститесь, а ежели не хотите – подождите за порогом! И тогда я понял, где моё место.

 

Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Афиша

12 - 22 сентября

XXVII Международный кинофестиваль «Послание к человеку»

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

19 сентября, 20:00
Концерт Большого симфонического оркестра имени Чайковского

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.65
0.572 (-0.99%)
Курс Евро
69.07
0.19 (-0.28%)
Погода
Сегодня,
22 сентября
пятница
+15
Облачно
23 сентября
суббота
+13
Ясно
24 сентября
воскресенье
+13
Ясно