Культура

«В России появятся смельчаки»

08 сентября 09:41

Лидер популярной на Западе рок-группы Pushking community Константин Шустарёв – о мужском счастье и о том, почему мировым звёздам нравится петь его песни

«Какой-такой «Пушкинг»? Может, ещё «Гоголинг» есть?» – язвили приятели, узнав, что я собираюсь на интервью с лидером петербургской группы Pushking community. И было досадно: с ними сотрудничают звёзды мировой величины, а на родной земле их практически не знают. Но поклонники бдят – выхода новой пластинки ждут уже несколько лет. И этот знаменательный день скоро настанет: 12 сентября в клубе «Аврора» состоится празднование 50-летия фронтмена группы Константина Шустарёва и презентация альбома One Shot Deal.

– Константин, у вас есть песня «Пацанское счастье» – оно, говоря грубо, сводится к свободе. Но вы уже несколько повзрослели и… что такое мужское счастье?

– Переосмысленное пацанское! Оглядываясь назад, я вижу достаточно большой и трудный музыкальный путь: записи пластинок, концерты. Потраченные нервы и зарубки на сердце. Потеря близких друзей. Ошибки, за которые стыдно. Со временем набираешься жизненного опыта, начинаешь лучше разбираться в людях, понимаешь приоритеты.

– И каковы они сейчас?

– Важно найти своё место в жизни, делать всё по возможности честно и с самоотдачей, стараться не мешать другим людям и стремиться к своей намеченной цели. И, конечно, беречь своих близких и друзей. С годами их становится всё меньше, люди уходят молодыми, и от этого остаётся боль.

– Свой путь вы нашли сразу?

– Музыкой я занимался с раннего детства. В тяжёлые времена пробовал разные работы, но это у меня совершенно не получалось. А музыка – это моё. Хотя рок-музыка в нашей стране – неблагодарное занятие. У неё свои законы и свои корни, английские и американские. Я равнялся на иностранных исполнителей и с некоторыми из них даже познакомился. Так, в 2011 году мы записали альбом The World As We Love It («Мир, который мы любим»), на котором более 20 великих мировых музыкантов исполнили мои песни. И поверить в то, что такое возможно, трудно: там такие имена, как, например, Пол Стэнли (вокалист и гитарист группы KISS, который за свою жизнь пел дуэтом во второй раз, а тут ещё и с русскими музыкантами!), Билли Гиббонс (ZZTop), Джо Бонамасса, Alice Cooper, американский гитарист-виртуоз Стив Вай. Этот проект готовился около трёх лет. Они соглашались, и, как вы понимаете, не только ради денег: это достаточно обеспеченные люди, многие с юных лет, и просто так ставить свою подпись на пластинке, которая выйдет по всему миру, не будут. Им понравилась музыка, и это был главный фактор для участия в альбоме.

– Почему звёзды мировой величины вас оценили, а в России вы не особенно популярны?

– О, да я могу целую лекцию прочесть, почему кто-то в России популярен, а кто-то нет! Музыка, которая собирает стадионы здесь, далеко не всегда хорошего уровня и качества. Это политика определённых людей, которым выгодно, чтобы люди думали, что у нас в стране нет конкурентоспособных на мировой арене музыкантов. Кроме того, в любой стране всегда есть два музыкальных рынка. На внутреннем – свои признанные мэтры. На внешнем – группы и музыканты, которые вышли за пределы рамок, поют на английском и выступают в разных странах: финны HIM, норвежцы А-ha, немцы Scorpions…

– Ну вот взять Scorpions. Их и в Германии знают, и за её пределами.

– Не просто знают, а очень любят! И причина такой известности кроется вот ещё в чём: за границей существует тот самый внешний музыкальный рынок. Артисты гастролируют, зарабатывают деньги и репутацию стране. У нас же существует только внутренний рынок – чтобы биться дальше, нужны очень грамотные ребята-менеджеры, которые владеют языками и способны подобраться к международной кормушке. Но зачем это делать, если можно зарабатывать большие деньги прямо тут, у себя под носом, не перенапрягаясь? Надеюсь, однажды ситуация переломится и в России появятся смельчаки, которые будут готовы конкурировать. Потому что пока я вижу следующее: 14–15-летние пацаны, обладающие великолепными музыкальными задатками, не могут потом раскрыться, потому что на них нет «спроса».

Выбора фактически нет: или идти выступать под фанеру, или кататься с более-менее успешным поп-исполнителем по стране, но и там все места заняты. Вот возьмите маленькую Финляндию! Там огромное количество рок-музыкантов высочайшего уровня: захочешь поменять гитариста или вокалиста – очередь выстроится, и один круче другого будет! У нас же найти хорошего вокалиста, звукорежиссёра, барабанщика – огромная проблема, а те, которые есть, уже работают на полную катушку. Почему так? Потому что не воспитывают их. От Москвы до самых до окраин у нас вещает «Наше радио», и там звучат несколько десятков коллективов по-жиз-нен-но.

Я недавно сидел на очень хорошей студии звукозаписи и слушал кассеты, которые присылают молодые исполнители: во-первых, все они поют либо под «БИ-2», либо под «Сплина», либо под Лагутенко, во-вторых – очень и очень слабо развиты в музыкальном плане. Отчасти это связано с тем, о чём как-то говорил Александр Градский: наши «рокеры» никакого отношения к рок-музыке не имеют. И потому, что не стали развиваться, они обрекли себя на творческую смерть, на бесконечное повторение самих себя. В результате у нас отсутствует рок-школа. Сегодня же вообще можно всё: хочешь – со сцены матерись, хочешь – понты бросай, хочешь – голым бегай… Какой-то паноптикум! А музыки хорошей почти нет.

– Кстати, о Градском. Мы с вами говорим о роке, но вы участвовали в таких телевизионных шоу, как «Голос» и «Битва хоров». Это вам зачем?

– С «Голосом» у меня связана весёлая история: я туда почти случайно попал – анкету за меня отправили друзья. И когда меня пригласили, я очень долго думал, идти или не идти, советовался с друзьями-музыкантами, которые говорили: «А чего ты стесняешься? Тебе есть что показать людям, но тебя никто не знает в стране. Будешь ждать, пока сдохнешь, и все поймут, кого потеряли?» И я пошёл. Но очень быстро слетел – на этапе слепых прослушиваний, так что желаемого эффекта не получил. Хотя и не переживаю об этом, потому что в музыкальном плане всё себе давно доказал. Всё происходило честно. Единственное, что показалось странным, – необходимость выбирать песню из списка, в котором было всего 30 вариантов, из них много попсовых или женских. Особо не развернёшься за две минуты. А нужно показать всё, на что способен! Я предлагал другие песни, мне сказали, что нельзя, потому что могут возникнуть проблемы с использованием авторских прав. Я взял песню Лепса «Вьюга», которую раньше даже не слышал. Когда Градский уже после выступления спросил меня: «А что, ты не мог взять нормальную песню? Гарри Мура, например…» – я ответил про список. И это вырезали. Оказывается, жюри об этом не знало.

– Так, а «Битва хоров»?

– Это было очень интересно! Я туда пришёл, чтобы работать именно с рок-хором. И когда я предложил эту идею продюсеру Виктору Дробышу…

– …с которым вы ведь вместе начинали музыкальную карьеру в девяностых…

– Да-да, было такое! И вот он очень меня поддержал. Надо отдать должное: он проделал огромную работу для того, чтобы всё это получилось, – на центральном канале наконец прозвучали AC/DC и KISS. Мне не стыдно за этот проект – песни были сделаны качественно, в оригинальных аранжировках. Мы заняли второе место, а если по-честному – первое, но не буду раскрывать все тайны во время голосования… Главное, мне было очень приятно, что люди всей страны за нас голосуют. Значит, тех, кто любит рок-музыку, по-прежнему много. Да, было непросто: многие не выдерживали режим работы на «Битве хоров». С пятницы по воскресенье мы вставали в пять утра, невыспавшиеся ехали в съёмочный павильон, в котором проводили целый день на ногах, и возвращались на базу только после полуночи. Во все остальные дни – подготовка к следующей неделе: репетиции, хореография, аранжировки, запись инструментала. И в таком ритме – три месяца.

– Но вы с таким драйвом рассказываете!

– Потому что было интересно. 

– Я знаю, что вы ещё пишете музыку для кино и анимации…

– В этом я тоже как рыба в воде – чувствую мелодику кадра, темпоритм, накал актёрской игры. Сейчас работаю над картиной, которая должна выйти в прокат в следующем году, – Rock&Road. В ней будут петь и играть эпизодические роли британский музыкант и продюсер Кен Хенсли, музыкант группы Nazareth Дэн Маккаферти, а также Удо Диршнайдер из Accept – это их премьера в кино.

– У меня как раз есть вопрос от ваших поклонников: планируете ли вы петь на русском?

– Мы выпустили три русскоязычных альбома, и этот вопрос задают исключительно в России. Ничего тут не поделаешь, мне тексты приходят на английском! Вероятно, я заточен под другое.

– Так «за державу обидно»…

– Вот смотрите: немцы кайфуют от того, что весь мир ездит на их машинах. Так почему же у нас не растёт патриотизм от того, что существуют русские музыканты, которые играют в других странах и получают там признание? Нужно сделать так, чтобы from Russia звучало гордо.

– Константин, хочу поздравить вас с наступающим днём рождения, но боюсь ошибиться с пожеланием. Помогите мне!

– Говорят, что главнее здоровья ничего нет… Но Владимир Этуш сказал как-то: «Пожелайте мне удачи: на затонувшем «Титанике» было много здоровых людей!» Так что и я от удачи не откажусь.

 

Беседовала Светлана Жохова
Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.65
0.572 (-0.99%)
Курс Евро
69.07
0.19 (-0.28%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+7
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Ясно
27 сентября
среда
+14
Слабый дождь