Общество

«Дикие рынки – это прошлый век!»

09 сентября 10:49

«НВ» выясняло, почему в Петербурге остаётся всё меньше вещевых рынков, где торгуют индивидуальные предприниматели, какая судьба ждёт бутики и где будут одеваться горожане в будущем

 

 

 

На рынке одежды Петербурга идёт ползучий передел сфер влияния. Из этого сегмента вынужденно уходят те игроки, которые ещё совсем недавно одевали львиную долю горожан. В то же время уверенно завоёвывают позиции другие игроки, на которых большинство потребителей опасливо косились ещё 5–7 лет назад. Где и как сегодня одеваются люди? Где они будут одеваться в ближайшие несколько лет? Появятся ли в наших шкафах вещи с ярлычками «Сделано в России»? На эти и другие вопросы искали ответы корреспонденты «НВ».

Недавно в Петербурге произошло знаковое событие на одёжном рынке. Речь идёт о закрытии и последующей зачистке территории Северного рынка. Несмотря на то что многие жители Выборгского района взгрустнули по этому поводу – они привыкли здесь отовариваться с 1990-х годов, – такой финал был неизбежен. Большинство торговцев, имеющих здесь точки, влачили в последние годы жалкое существование. Маржа от продажи товара в лучшем случае покрывала расходы на аренду, охрану, закупку, налоги и обслуживание ИП. В худшем – торговцы работали себе в убыток, набирая кредиты на развитие бизнеса, который был обречён.

– С каждым годом наши покупатели, – рассказывает Наталья, бывшая владелица точки с мужской одеждой в павильоне Северного рынка, – требовали всё меньшую цену за вещь, ругая нас за высокие цены, в то время как мы уже отдавали товар практически по закупке. Вскоре я поняла, что бизнес пора прикрывать, потому что невозможно дальше конкурировать по цене с сетевыми магазинами в торговых центрах. Те берут вещи гигантскими партиями по бросовым ценам прямо на фабриках и раскидывают их по всем своим точкам в городе, а мы берём одну-две линейки размеров (мелкий опт) уже у посредников типа московского «Черкизона». Конечно, по другой цене. Если бы рынок не закрыли волевым решением, он бы сам вымер: все, с кем я начинала бизнес, постепенно разорились. Вообще эти неустроенные дикие рынки – это прошлый век! Знали бы покупатели, в каких нечеловеческих условиях там работают люди, точно бы не стали выпрашивать скидки...

За последнее десятилетие в Петербурге закрылись десятки некогда популярных вещевых рынков. Символом эпохи, когда люди стремились одеваться на рынках, потому что там «дёшево и сердито», сегодня является легендарная Апрашка. Но и она уже пережила времена своего расцвета, когда там было не протолкнуться от покупателей. Люди, одевавшиеся здесь ранее целыми семьями, перешли и продолжают переходить в другие потребительские сегменты. Часть из них в чуть более дорогой – в магазины массовых марок, а часть – в сетевые «секонд-хенды», в которых можно купить почти не ношенные качественные европейские вещи по той же, если не более низкой цене.

Ещё более удручающей выглядит перспектива тех, кто держит сегодня безымянные точки (на их дверях обычно написана фамилия владельца ИП и номер секции) в ряде торговых центров у метро. В 1990-е годы их владельцы стали «челноками». А в 2000-е перебрались с уличных рынков в тёплые, светлые торговые центры. Но принцип их работы остался тем же: хозяйка едет с большой клетчатой сумкой в Турцию, Польшу, Белоруссию или Китай и на свой вкус закупает товар. Товар – это турецкий и польский шик со стразами и декольте, рюшами и стрейчем. Эти вещи более нарядные и дорогие, чем те, которые лежат на рыночных развалах. Главное их преимущество – размерная линейка. Без платьев и брюк 52-го, 54-го и 56-го размеров (которые почти не представлены в магазинах следующей категории) в таких торговых центрах делать нечего. Сегодня в ТЦ с арендаторами опустели целые этажи. Аренда не снижается в отличие от покупательского спроса, поэтому цены на эти вещи сегодня выглядят не просто кусачими, а неадекватно задранными на фоне товаров этой же группы в фирменных брендовых сетевых магазинах. Ради любопытства я прошлась по таким точкам. Я искала джинсы, жакет, пальто и блузку. В среднем все эти позиции у челноков оказались на 50 процентов дороже, чем на распродажах в популярных масс-маркетах, а это переплата от 1 до 3 тысяч по каждой позиции. Ничего удивительного нет в том, что красивые тёплые коридоры вышеназванных центров стремительно пустеют.

– Покупателей у нас всё меньше, – рассказывает Марина, продавец безымянной точки с офисной женской одеждой, – хозяйка скидку не даёт, а кто, скажите мне, купит этот пиджак за 6500 рублей, когда в соседнем центре за 2999 устанешь выбирать? Выезжаем пока только на состоявшихся женщинах, которые носят размеры больше пятидесятого, и, как правило, в сезон. Перед новым учебным годом у нас всё разбирают учителя, а потом опять сидим на единичных продажах.

По мнению экономиста, профессора СПбГУ Николая Межевича, «челнок» действительно уходит сегодня с рынка одежды мегаполисов.

– Почему уходит «челнок»? Потому что его активно вытесняют с рынка сетевые брендовые магазины. Возьмём, например, джинсы. «Челнок» покупает небольшую партию на одной фабрике, а сетевой игрок с узнаваемым брендом берёт в то же время огромную партию у холдинга, который владеет несколькими фабриками по производству джинсовой одежды. В итоге у него и логистика, и эксклюзивные модели, и собственные лейблы, и скидки сезонные, и гарантии от производителя, – резюмирует экономист.

 


Одеваться в секонд-хендах не считается сегодня зазорным – здесь можно дешёво купить почти не ношенные качественные европейские вещи



Целые улицы сетевых магазинов в торговых центрах или масс-маркеты приобретают всё большую 
популярность у покупателей



между тем…

«Возвращение на рынок отечественных брендов – это вопрос времени»

По словам Николая Межевича, в ближайшие несколько лет рассчитывать на импортозамещение в этом вопросе не приходится, поскольку часть предприятий лёгкой промышленности Петербурга перестала существовать ещё в 1990-е, а часть пережила лихие времена «под иностранцами», которые скупили акции бывших советских предприятий и отшивают на их базе одежду тех же массовых брендов.

– В любом случае российские швейные предприятия придётся отстраивать с нуля, – считает эксперт. – И восстанавливать не в границах их бывших территорий, поскольку, как правило, это земли в центре города, которые стоят баснословные деньги, а строить заново в промзонах, на подготовленных городом площадях, с займами и госгарантиями. Надо заниматься пошивом своей одежды, пусть пока на импортной фурнитуре, по зарубежным лекалам. Главное – отладить отечественное производство. Понятно, что в ближайшие годы новые российские швейные предприятия не смогут конкурировать с масс-маркетом, но постепенно отвоёвывать у него позиции можно и нужно. Я думаю, что плавное возвращение на рынок отечественных брендов – это вопрос времени. Ведь сделать без помощи иностранцев ту же металлическую пряжку для женского пальто – это не проблема для страны, которая запустила Гагарина в космос.

 

тем временем…

Масс-маркеты завоёвывают массы…

Масс-маркеты – это целые улицы сетевых магазинов в торговых центрах, которые под определённым брендом предлагают потребителю одежду, собранную дизайнерами сети в единую коллекцию. Как правило, она отражает мировые модные тенденции, а вещи, висящие в зале или одетые на манекены, являются бюджетными версиями подиумных нарядов. Разные марки имеют разные ценовые категории, но в целом такие вещи, особенно в периоды сезонных скидок, доступны сегодня большинству горожан.

К слову, ещё каких-то 10 лет назад многие петербуржцы опасливо обходили стороной эти сияющие магазины с продуманными витринами и кричащими надписями SALE, а сегодня в иных торговых комплексах попросту не протолкнуться в выходные: семьи проводят подчас целые уик-энды в торговых галереях, часами обходя магазины одежды любимых марок.

По признанию экономистов, масс-маркеты уже заняли самый значительный сегмент одёжного рынка мегаполиса, отвоевав позиции как у премиального сегмента (бутики), так и у эконом-сегмента (рынки).

– Если следовать дословному переводу, то мы имеем дело с массовым магазином, – рассказывает Никита, продавец-консультант одного из сетевых отделов мужской одежды в крупнейшем торговом центре города. – Грубо говоря, это тот же рынок, просто он меньше и представляет только одну марку. Ну и одежда тут развешена не хаотично на железных цепочках или перегородках между прилавками, а продуманно, поскольку её развеской занимаются визуальные мерчандайзеры, задача которых лучше и больше продать. Крики и зазывания, типичные для рынка, здесь заменяются визуализацией, когда вместо звуков нам предлагают готовую картинку. Никто не отменял и продавцов-консультантов, которые могут помочь с выбором вещи или комплекта, рассказать про их состав, посадку, страну происхождения, цену и наличие размеров. Несомненным плюсом можно считать и то, как эти вещи выглядят. Не секрет, что многие масс-маркеты отсматривают модные показы, которые проходят во время недель мод в Париже, Берлине, Милане. И через несколько дней в их магазинах уже будут висеть копии некоторых вещей с минимальными изменениями за более скромную цену. В итоге одежда, которая продаётся в масс-маркете, выглядит в разы лучше той, что предлагается на рынках и в точках индивидуальных предпринимателей. И стоит точно не дороже. А если учесть, что здесь человек приобретает проверенный бренд от известного производителя, да ещё и имеет более широкий выбор фасонов, расцветок и кроев, то это сегодня, пожалуй, самый оптимальный способ пополнить гардероб.

Единственное, за что сегодня ругают масс-маркеты их противники, это «инкубаторность», то есть количество копий одной и той же вещи.

 

…а бутики повторят судьбу мамонтов

Те бренды, которые представлены в отдельно стоящих бутиках или галереях бутиков, имеют многолетнюю историю и принадлежность к высокой моде, что автоматически делает их одеждой премиум-сегмента. Дороговизна этих вещей не всегда показатель какого-то выдающегося качества, хотя и это не исключено. Скорее это данность традиции – люксовый бренд на то и люксовый, потому что дорого стоит. Когда вещь доступна массе – она не люксовая, так что тут всё по-честному и без обмана.

Однако сегодня, по словам Николая Межевича, во всей Европе намечается тенденция вымирания бутиков.

– По прибалтийским странам уже очень заметно, что масс-маркеты захватили и ту нишу рынка одежды, которая прежде принадлежала бутикам. Такая тенденция наблюдается и у нас. Сегодня людей, которые могут купить деловой костюм за 50 тысяч рублей, – единицы. Премиальный сегмент стремительно сужается, и эта тенденция будет только нарастать, – подытожил эксперт.

Ну а те, кто по-прежнему желает следовать моде, но не может себе позволить покупку вещей престижных марок в бутиках, отправляются в монобрендовые или мультибрендовые стоковые магазины. Сюда стекаются новые вещи прошлых коллекций от люксовых брендов по вполне приемлемым ценам. Бутики за бесценок избавляются от своих прошлых коллекций, чтобы не занимать торговые площади и не терять постоянных покупателей, которые хотят носить только самые актуальные модели.

Одеваться в стоковых магазинах-дискаунтерах не считается зазорным сегодня ни в Америке, ни в Европе. Ряд экспертов одёжного рынка утверждает, что стоковая торговля в ближайшие годы войдёт в нашу повседневную жизнь всерьёз как полноценная альтернатива масс-маркетам, а сток займёт больший сегмент рынка.

Есть и другие способы обновить или пополнить свой гардероб. Например, заказать вещи по каталогу. Особой популярностью пользуются немецкие и французские каталоги, в которых, как правило, есть нестандартные размеры и разные ростовки. Но этот способ не самый удобный для потребителя. Мало того что вещь невозможно пощупать и примерить, так её доставку ещё надо ждать. А если что-то не подойдёт, то и отсылать обратно.

Ещё один вариант: покупать самостоятельно ткани и ходить к портнихе или шить самому. Тут гарантирована полная эксклюзивность вещи, однако она точно выйдет дороже, чем аналогичная в масс-маркете.

Можно одеваться и на фримаркетах, где люди просто обмениваются ставшими ненужными вещами, или кропотливо выбирать себе что-то «с рук», листая плохо сделанные фотографии в глобальной интернет-комиссионке.

Инна Тимченко, Никита Бичурин. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
61.8
0.148 (-0.24%)
Курс Евро
68.29
0.393 (-0.58%)
Погода
Сегодня,
25 января
суббота
0
Облачно
26 января
воскресенье
0
27 января
понедельник
-3