Мнения и комментарии

Пиратские разборки труппу не вдохновили

15 сентября 07:05

Михайловский театр открыл сезон премьерой балета «Корсар».

Корсары – морские разбойники. Но их установка «грабить награбленное» и неукротимая тяга вламываться в чужие гаремы оказались милы зрительским сердцам начиная с «Корсара» Адольфа Адана, поставленного в Париже Жозефом Мазилье в 1856 году. С тех пор руку к спектаклю прикладывали многие композиторы и хореографы. Неизменным оставался сюжет: предводитель корсаров Конрад после многих злоключений в результате вооружённого нападения на гарем Сеид-паши освобождает любимую Медору.

На премьерной афише Михайловского театра значатся имена восьми композиторов. За основу взят спектакль Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева для Большого театра в 1992 году. Главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер сделал свою версию этой постановки, сохраняя структуру трёхактного спектакля и сюжет.

Зачин истории в первом акте происходит на площади восточного города, где продают невольниц в гарем паши. Здесь появляются корсары. Их буйные характерные танцы контрастировали у Петипа с чистой классикой третьего акта. Мессерер переносит из третьего акта «трио одалисок», сохраняя название знаменитого номера. Несчастных девушек теперь продают. Это расширяет товарный ассортимент, но, нарушая хореографическую драматургию, влияет даже на простую логику: одалиски – наложницы в гареме. Ещё не купленные пашой, они и одалисками-то не являются.

В лагере корсаров второго акта зрители ждали популярное на балетных конкурсах па-де-де, которое у Петипа Медора танцевала с безымянным партнёром, затем получившим имя Али. Но Али из спектакля исчез, его партия соединена с партией Конрада (Леонид Сарафанов).

Медора в балете Петипа, наряжаясь в мужской костюм, имела пикантный номер-миниатюру «маленький корсар». Есть он и в новом спектакле. Но дико-красный гусарский мундир делает из романтической героини опереточную травести. Недоумение вызывают и другие костюмы. Палитра Средиземноморья – краски чистые, яркие. Обилие фиолетовых тонов, грязно-розовые и серо-голубые юбки кордебалета первого акта противоречат солнечной атмосфере южных краёв.

В декорациях акцентируется минимализм (художник Вячеслав Окунев): сцена пуста, а на заднике в каждом из актов своя видеопроекция: торговая площадь, грот, интерьер гарема, море. Проекции фотографий почему-то нерезкие, и это постоянно вызывает у зрителей желание протереть глаза. Для оживляжа по небу плывут облака, плещут волны, бьют фонтаны. Реальность изображений не соответствует пачкам, пуантам и прочим атрибутам традиционной балетной условности.

Любые недочёты в балете с лихвой могут восполнить исполнители. Однако труппу Михайловского театра словно подменили. Артисты не вдохновились ни в зажигательных характерных танцах с упором на мужской кордебалет, ни в шедевре классического танца – картине «Оживлённый сад», где царит женская половина.

Партия Конрада требует героического, силового танца; недаром же он предводитель корсаров. Леонид Сарафанов – артист иного амплуа. Он хорош в симфонической хореографии, балетах Джорджа Баланчина и Начо Дуато, но мужественные, брутальные персонажи чужды природе танцовщика.

«Корсар» принадлежит к балетам эпохи романтизма, поэтому особо сложен для балерин. Медору нужно показать нежной, любящей девушкой, кокетливой шутницей, прикинувшейся маленьким корсаром, мужественной женщиной, смело вступившей в схватку с врагами возлюбленного. Сложна и роль Гюльнары, любимой жены Сеид-шаха (Алексей Малахов). Пока Екатерина Борченко (Медора) и Анастасия Соболева (Гюльнара) не нашли необходимых красок в характерах своих героинь.

 

Потенциал у труппы Михайловского театра, думаю, по-прежнему высок. Поэтому остаётся надежда, что танцовщики освоят спектакль, сделают его живым и интересным.

 

Лариса Абызова, балетовед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
64.68
0.7 (1.08%)
Курс Евро
72.11
0.396 (0.55%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+16
Ясно
27 апреля
суббота
+10
Ясно
28 апреля
воскресенье
+8
Облачно