Планета

Вокруг света за один день

23 сентября 08:00

Корреспондент «НВ» делится своими впечатлениями о выставке «ЭКСПО-2015»
В архитектуре российского павильона улавливается намёк на памятную сочинскую Олимпиаду с её великолепным лыжным трамплином


 

С 1 мая по 31 октября нынешнего года столица мировой моды – Милан – принимает Всемирную универсальную выставку «ЭКСПО-2015», в которой участвуют 145 стран. Она посвящена проблемам продовольствия и проходит под девизом «Питание для планеты. Энергия для жизни». На этой неделе здесь начнутся Дни российской культуры, в рамках которых пройдёт множество мероприятий – музыкальный фестиваль Viva Russia, исторический показ мод, литературный уик-энд и даже День русского балета.

Стартует российская неделя выставкой Антона Ланге «Россия из окна поезда» – одним из самых масштабных и уникальных проектов в истории российской фотографии. «Идея проекта – представление современного образа России, увиденного через фотообъектив путешественника. Выставка рисует новый и одновременно вечный образ огромной страны, ломающий привычные стереотипы», – говорит Ланге.

Помните, как в романе Жюля Верна герои на спор огибают земной шар за 80 дней? В то время это был срок, требовавший невероятного напряжения. Но ведь уже и тогда существовала уникальная возможность совершить кругосветку за один день, просто купив билет на Всемирную универсальную выставку.

Началось всё в 1851 году в Лондоне. С тех пор уже полтора века эти выставки являются и смотром достижений мирового хозяйства, и неофициальным архитектурным чемпионатом. В этом году стремительно обогнуть земной шар можно в Милане, где ныне развеваются флаги 153 государств. Символ нынешней выставки и её талисман – придуманный студией «Дисней» забавный человечек Фуди (от английского food – еда) составлен из различных овощей и фруктов. Девиз «ЭКСПО-2015» – «Накормить планету. Энергия для жизни» звучит как никогда актуально. Ведь в то время как в одних странах население страдает от голода (по последним данным ВОЗ, в мире голодают или регулярно недоедают около 850 миллионов человек), в других выбрасывают на свалку громадное количество продуктов, а ожирение становится национальным бедствием... 

В начале двухкилометровой центральной аллеи стоит великолепный деревянный павильон Zero. Прямо с раскалённой площади (в Милане уже в десять утра больше тридцати градусов) ныряем в прохладную тьму и попадаем… в библиотеку с многочисленными полками и ящиками. В этом символическом хранилище отражена эволюция человека, теснейшим образом связанная с возделыванием злаков и плодовых деревьев, добычей и сохранением пищи. Куда-то ввысь уходят стены, заполненные зёрнами, крупами, специями. И узнаём: сегодня треть всей еды, произведённой в западном мире, отправляется на помойку. А ведь даже части этой горы продуктов хватило бы, чтобы накормить всех голодающих на Земле!

Образы свалки сменяются мерцанием мониторов мировой продовольственной биржи. Именно здесь бьётся лихорадочный пульс мировой торговли. Небольшой рост цен на маис или кофе где-нибудь в Гватемале незамедлительно откликается скачком цифр в западном полушарии.

Однако большинство участников «ЭКСПО-2015» трактовали свою задачу не философски, а вполне прагматично: посетителя, заплатившего за билет 39 евро, нужно сперва удивить, а потом накормить.

***

Удивляют по-разному. Например, в бразильский павильон пробираешься будто по лианам в тропическом лесу – по сетке, натянутой над зарослями тропических растений и кофейными деревьями. В эффектном и просторном павильоне Казахстана прикасаешься к стене, оттуда выезжает цилиндр, распространяя аромат полыни или целинной пшеницы. Вообще, к павильону Казахстана выстраиваются постоянные очереди. И это понятно, ведь казахи – хозяева «ЭКСПО» 2017 года, которая пройдёт в Астане. Казахстан порадовал – там люди могли погладить живых осетров в прекрасном аквариуме или самостоятельно порулить дроном, который помогает уничтожить саранчу.

Мудрёный японский павильон, сконструированный из семнадцати тысяч деревянных брусков и бамбука, поражает рестораном будущего – еду там заказывают через сенсорный экран, вмонтированный прямо в столик. На этом же экране вы видите, из чего изготовлено блюдо, сколько в нём калорий, а также «биографию» любого продукта, оказавшегося на вашей тарелке.

Впереди – поросший травой холм, рассечённый вращающимся водяным колесом. Оказывается, это хитроумные братья-белорусы укрыли свой павильон от миланской жары, выставив напоказ национальный символ – красный трактор «Беларус». А под зелёным покровом притаились куклы да плетёные коняшки и среди исконных продуктов выставлена фокачча с салом – белорусский кулинарный креатив, потрясший вкусовые пупырышки итальянцев.

Неподалёку высятся пирамиды французских сыров. Франция зрит прямо в будущее – в 2050 год, и павильон представлен как огромный крытый рынок, где овощи, вина, оливковое масло разместились вверху, под потолком. Муляжей здесь нет, овощи и зелень преспокойно растут и на высоте, а приготовленные из них блюда можно попробовать в ресторане на крыше.

Гастрономическую верность здесь никто не хранит, наша цель – отведать всё. И посетители радостно мчатся от французского сыра к упоительным итальянским винам, туда, где на пересечении двух основных аллей начинаются угодья Италии. На одном конце оси павильон Eataly (Eat + Italy) – кулинарный рай, где представлена кухня всех итальянских регионов от Сицилии до Пьемонта, на другом – искусственное озеро. Напротив белый ажурный дворец основной итальянской экспозиции. Строение напоминает лес, где сквозь переплетение веток пробивается солнце. Шесть этажей, тридцать пять метров в высоту, 13 200 квадратных метров – хозяева выставки могут себе позволить! При этом внешний фасад палаццо составляют биодинамические панели, которые очищают загрязнённый воздух, и фотоэлектрические стёкла, позволяющие максимально улавливать естественный свет. Когда «ЭКСПО» завершит работу, этот дворец, в отличие от других павильонов, не станут разбирать, он превратится в культурный центр.

***

Поскольку экспозиции некоторых государств объединены в кластеры вокруг таких продуктов, как рис, кофе, какао, специи, овощи и фрукты, павильонов всего 54. Есть строения-невелички: крошечный оранжевый кирпичик Судана, стеклянный кубик молдавской экспозиции или напоминающий витрину супермаркета павильон Брунея. Обращают на себя внимание цветы и пальмы павильона Колумбии, бамбуковые лотосы Вьетнама, малайзийский павильон в виде гигантских кофейных зёрен. А неподалёку громадина китайской экспозиции, плывущая в золотистом море бархатцев. В самом здании под расписными зонтиками целая армия поваров наглядно демонстрирует, как готовят утку по-пекински. Свернувшийся кольцом дракон символизирует сельское хозяйство Китая, а его алые чешуйки, оказывается, способны очищаться сами и очищать воздух.

Неожиданно взгляд ловит павильон Латвии, днём напоминающий изделие, выпиленное из фанеры руками народного умельца, вечером выглядящий как фантастическое древо. Ещё один яркий образ – поле, но не простое, а вертикальное. Израильский павильон повёрнут к центральной аллее зелёным боком – раскинувшимся ковром различных злаков и трав. Израиль одна из немногих стран, которая знает, как с минимальными затратами пространства, энергии и воды вырастить еду будущего. На гигантском вертикальном огороде разместили множество различных культур, их орошают посредством капельного полива.

***

Российский павильон разместился почти в конце двухкилометровой аллеи. Вроде бы чего проще – 20 минут быстрым шагом. Но прежде чем двинуться дальше, приходится отведать то литовский ржаной пирожок, то бельгийские вафли, а потом запить всё это чилийским мате и колумбийским кофе.

Выглядит он чрезвычайно стильно: дерево, стекло, полированная сталь. Масштабный фасад и красные буквы Russia, а над ними тридцатиметровый зеркальный козырёк. В этом «души исполненном полёте» улавливается намёк на памятную сочинскую Олимпиаду с её великолепным лыжным трамплином. Рука невольно тянется к фотоаппарату. Народ рядом с удовольствием запечатлевает собственное отражение в зеркальном потолке на высоте семнадцати метров.

Основная концепция экспозиции связана с продовольственной безопасностью и обеспечением независимости, а её девиз звучит так: «Русское поле. Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего». Российский павильон, несмотря на не самое выгодное местоположение, достаточно популярен, наши всегда радушно встречают гостей. Ещё в июле здесь приветствовали миллионного посетителя.

Попав на первый этаж, невольно вздрагиваешь: в полумраке маячит огромное светящееся сооружение. Представьте себе многократно увеличенную машину времени из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», которую умелец-сюрреалист скрестил с самогонным аппаратом и получился здешний водный бар-лаборатория. Это не просто футуристическая инсталляция, светящиеся трубы бурлят сами по себе, а вот стеклянные конусы внизу (как в гастрономе шестидесятых годов) содержат качественные и вкусные отечественные напитки.

Президент Италии Маттео Ренци, посетивший водный бар во время визита в Милан российского президента Владимира Путина, с удовольствием отведал русского квасу. Говорят, после шести часов вечера здесь разливают и кое-что покрепче – например, крымские вина, водку или медовуху.

Поднимаемся на второй этаж по лестнице, увешанной плакатами пятидесятых годов: «Овладевайте агротехникой!», «Колхозной корове заботу и ласку!», здесь посетителей ждёт экскурс памяти русского авангарда, подготовленный Московским музеем дизайна. Всё очень симпатично, но имеет довольно опосредованное отношение к проблеме «как накормить мир». К счастью, тут же расположен отличный вагон-ресторан – заказываешь порцию родных пельменей (евро за штуку), неспешно жуёшь, а за окнами поезда плывёт «широка страна моя родная»…

Судя по рассказам организаторов, за шесть месяцев работы выставки посетители успеют познакомиться и с кухней российских регионов (рецепты многочисленных оригинальных блюд собраны в огромной книге), и с русской национальной едой в исполнении именитых шеф-поваров.

Близился финал нашей кругосветки. В сгустившихся сумерках над озером уже расцвело огнями 35-метровое Древо жизни.

Оно – не только символ итальянской экспозиции, это и образ будущего человечества, и монумент, и скульптура, и инсталляция. Виртуозное творение из дерева, стали, оптоволоконных элементов с его сложнейшей гидравликой действительно стало центральной точкой притяжения. Здесь проходит потрясающее светомузыкальное шоу: фонтаны, фантастические видеопроекции, спецэффекты, и всё это под музыку, созданную Роберто Каччапальей.

Этот современный композитор и пианист в сотрудничестве с Лондонским королевским симфоническим оркестром записал для шоу двенадцатиминутную композицию, включив туда музыкальные фрагменты от «Времён года» Вивальди до собственной композиции «Океан». Так что именно здесь, у Древа жизни, каждый вечер работы Всемирной выставки человеку дано вдруг ощутить себя не жрущей и загрязняющей природу особью и не покупателем супермаркета, а клеточкой Мирового ствола, прорастающего в будущее.


Большинство участников «ЭКСПО-2015» трактовали свою задачу прагматично: посетителя, заплатившего за билет 39 евро, нужно удивить


 

Галина Соловьёва, специально для «НВ». Фото Italy Photo Press / ТАСС
Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.57
0.087 (-0.15%)
Курс Евро
68.56
0.518 (-0.76%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+17
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Облачно
27 сентября
среда
+14
Ясно