Общество

Лайкнуть антилайк

25 сентября 13:06

Анонсированное появление в Facebook функции «дислайк» вызвало бурную реакцию активных пользователей социальных сетей и дало повод задуматься над феноменом социального общения в интернете



Марк Цукерберг, создатель Facebook (ФБ), сообщил, что скоро в этой социальной сети появится возможность отметить кнопкой «не нравится» («дислайк») сообщения или изображения, которые показались неинтересными или вызвали отторжение.

– Люди много лет просили нас о кнопке «дислайк», – заявил Цукерберг. – Мы, наконец, услышали вас и работаем над этим, и мы предложим что-нибудь, что ответит нуждам сообщества.

Часть участников восприняла идею с энтузиазмом:

«Наконец-то, не прошло и 11 лет, как они решились на этот отчаянный шаг, – пишет, например, пользователь zar_petr. – А то, бывает, натыкаешься там на какую-нибудь дезинформацию или откровенный вброс, а сделать ничего нельзя, даже минус не поставить. Или ляпнет какой-нибудь дебил полнейший бред, кучка близких ему по умственному развитию понаставят лайков, и всё, уже кажется, что весь мир сошёл с ума… Ещё было бы неплохо, чтобы новости или сообщения после набора определённого количества «дислайков» скрывались из ленты».

Однако радость выражают отнюдь не все. Сразу же появились предположения, что с помощью дислайков будут устраивать травлю неугодных. Что начнутся сетевые кампании и диверсии против отдельных участников и их групп. Сетевое общение и так весьма жёстко, но если многим лень или элементарно боязно писать негативные комментарии несимпатичным им блогам, то клацнуть на «дислайк» – проще некуда.

Отчасти подобный опыт в соцсетях уже есть. Например, в популярной сети «Одноклассники» фотографии можно оценивать по пятибалльной шкале. И оценивают: друзьям ставят пятёрки, врагам – единицы. Иногда войну оценок ведут большие группы пользователей. И зачастую заканчивается это нервными срывами у подвергнутых атаке участников, особенно у подростков. Очевидно, именно поэтому известная сеть «ВКонтакте», рассчитанная как раз на молодое поколение, до сих пор сопротивляется давлению пользователей, тоже требующих ввести там дислайк. Неприятие этой идеи администрацией «ВКонтакте» столь велико, что она даже отказывается публично обсуждать нововведение ФБ.

– Мне кажется, во многом популярность ФБ и других сетей обусловлена тем, что кнопочки «не нравится» там как раз нет, – говорит Герман Клименко, глава Института развития интернета. – Потому что с введением её появится достаточно большой негатив. Люди не очень любят, когда их критикуют, им и так достаточно скандалов и шума.

Часть пользователей тоже настроена против дислайка.

«Пожалуйста, не делайте кнопку «дислайк»! – умоляет Цукерберга Андреа Робичод, одна из пользовательниц ФБ. – Несмотря на то что во многих случаях она оказалась бы полезной, я лучше обращу мои мысли в слова, чтобы быть максимально точной в выражении моего мнения».

– Кнопка «минус» давно известна на форумах, – говорит пользователь Владимир Кобзев. – И реакция читателей тоже. Любой более-менее пишущий человек вечно будет сидеть в минусах. А сейчас функция «дислайк» в ФБ реализуется просто: не нравится – выкидывай из ленты такого товарища.

По мнению колумниста сайта Mashable Криса Тейлора, дислайк постепенно «убьёт» ФБ – из-за возможности выражать негатив из соцсети станут массово уходить пользователи и крупные бренды. Хотя, что касается брендов, всё не так просто. Есть мнение, что нововведение продвигается именно для улучшения работы с рекламодателями. Несомненно, дислайком будут пользоваться часто, а чем больше действий пользователи будут совершать, тем больше информации они о себе оставят. Подозревают, что информация потом будет проанализирована владельцами ФБ и продана рекламодателям. Надо сказать, ФБ и раньше обвиняли в подобных комбинациях.

…Понятно, что дислайк – реакция на более давнее нововведение ФБ. Ещё в 2009 году там появилась кнопка «лайк» – «нравится» в виде поднятого большого пальца. Сразу же за лайки началась борьба – чем их больше, тем статус поста и пользователя вроде как выше.

Но замечен некий казус: популярные посты о всяческих трагедиях, общественных и личных, стали обрастать лайками. Смотрится это диковато: например, некий боец АТО пишет из Донбасса, что его часть окружена и её методично уничтожают. А сочувствующие (именно сочувствующие, а не враги) ставят тысячи пометок «нравится»… Или так же лайкали посты о трагедии в Омске, где обрушились казармы.

– Мой друг Брендон опубликовал статью в The New York Times с заголовком «Как сегрегация разрушает благополучие темнокожих», – рассказывает Брайан Баррет, колумнист журнала Wired. – Я рад, что он поделился ей. Это то, что я хотел бы почитать, потому считаю эту тему важной. Но я бы никогда не поставил ей «палец вверх». Я не считаю, что могу добавить к тексту что-нибудь интересное, поэтому я не стану писать комментарий, и делиться этой статьёй со своими друзьями я не хочу. С точки зрения алгоритмов ФБ я заинтересован этой статьёй куда меньше, чем на самом деле. Предположительно, эта ситуация может иметь последствия: мои общие друзья с Брендоном с меньшей вероятностью увидят эту ссылку, или я начну видеть в своей ленте такой контент реже, или я просто увижу меньше постов от Брендона, что было бы неприятно, потому что Брендон хороший чувак. Другим сервисам уже удалось решить проблему альтернативной позитиву реакции на информацию: в Twitter есть добавление в избранное, которое в глазах пользователей не выглядит как лайк, а в Slack – возможность реагировать на сообщения с помощью языка идеограмм эмодзи.

– Чрезвычайно странно, что единственным вариантом является одобрительный большой палец. Это очень неоднозначный символ. Должен же быть ещё какой-нибудь нейтральный способ сказать: «Я обратил на тебя внимание», – говорит доктор Ларри Розен, специалист по психологии взаимоотношений с технологиями.

Именно поэтому Цукерберг оговорился, что кнопка «дислайк» (изображение пальца вниз) – возможность проявить сочувствие к той или иной размещённой в Сети информации, а отнюдь не выражение негатива.

– Компания желает, чтобы общение в ФБ протекало в мирном русле, – сказал он. – Мы не хотим превратить ФБ в форум, где люди плюсуют и минусуют посты. Мы хотим, чтобы у людей появилась возможность выражать сочувствие.

С этой точки зрения инициатива многими была встречена доброжелательно.

– Люди действительно часто оказываются в глупом положении, когда им хочется выразить совершенно не ту эмоцию, которую предполагает радостный лайк, – говорит писательница Мария Арбатова. – Я думаю, что в этой связи постепенно диапазон реакции в ФБ расширится. Я, как активный пользователь, буду этому очень рада.

У многих вызывает отторжение даже не функция кнопки – выражать негативные эмоции, – а её название. Ведь у негативного отношения, как и у позитивного, есть множество оттенков. И может получиться то же самое, что с кнопкой «лайк», когда сам по себе пост и автор не вызывают отрицания у читателей, но содержание поста печально. А кнопок всего две – «лайк» и «дислайк». Есть предложения назвать «негативную» как-то иначе. Например, «sorry» («жаль»). При таком варианте на пост, например, о тяжёлой болезни автора можно поставить «жаль».

Американская пресса вообще острит, предлагая кнопки «да ладно», «очень смешно», «куда ты лезешь» и другие подобные. При всей гротескности этих предположений в основе они верно определяют тенденцию – усложнение соцсетей.

При этом будет усиливаться примитивизация общения в Сети, которое уже и так гораздо примитивнее реального. Но если будет возможность выбирать кнопки, выражающие множество эмоций (по типу нынешних смайликов), можно предположить, что рано или поздно комментирование постов вообще сойдёт на нет. Кстати, когда ФБ ввёл «лайк», сразу же был отмечен спад числа содержательных комментариев. Несомненно, «дислайк» такую тенденцию усилит.

 

смайлы

Какие ещё кнопки нужны в соцсетях

«Ознакомился». Это очень нужная многим кнопка. В один клик с её помощью можно дать пользователю понять, что ты видел его пост. В особенности, если ты увидел пост, но ещё не определился, как на него реагировать.

«Такое» (meh). Младшая сестра кнопки «Ознакомился». Это когда вы хотите дать понять, что видели пост, но вам совершенно не интересно.

«Скептичен». Очень полезная кнопка, чтобы отреагировать на пост, призванный вызывать зависть. Это когда люди пытаются показать свою жизнь лучше, чем она есть на самом деле, например: «Сижу в порше, на заднем дворе нашего пляжного домика, с моими послушными детьми, без какого-либо прозрачного источника дохода».

«Скромняжка». Младшая сестра кнопки «Скептичен». Это когда вы показываете, что раскусили хвастовство, замаскированное под жалобу, вроде: «Уставший после моей успешной презентации в Кремниевой долине, лечу бизнес-классом домой, чтобы успеть на концерт сынишки в Петербургской филармонии».

«Хмммммм-мммммм». Для случаев, когда вы видите, как кто-то постит что-то, о чём, скорее всего, в будущем пожалеет. И вы вроде бы ему хотите намекнуть, но в то же время не желаете вообще во всё это вмешиваться. В особенности это касается постов от нетрезвых друзей в период с 11 вечера и до 4 утра.

«Люди вроде тебя – причина, по которой страна катится ко всем чертям!» Очень востребованная кнопка. Это когда вы глубоко не согласны с мнением, которое высказывает ваш друг, чаще всего на политическую тематику.

«Фейспалм» («рука-лицо», обозначает стыд). Что ты несёшь, о Господи, что ты несёшь?!

«Мои соболезнования». Нужна, чтобы выражать сочувствие в тех случаях, когда произошло что-то действительно нехорошее. Когда ваш друг постит, что умерла его любимая собака, вы хотите поставить ему «мне не нравится»?..

«Троллить». Сколько времени вы бы сэкономили, если бы могли подковырнуть кого-то одним кликом?..

«Ой, всё!» Поможет нейтрализовать действие кнопки «Троллить».

«Перегиб». Лёгкий способ дать понять, что то, чем делится ваш друг, заставляет вас чувствовать себя неловко. Например, когда кто-то очень подробно и красочно, с фотоотчётом рассказывает о том, как он пережил понос.

«Мы знакомы?» Похожа на «Перегиб», но с другим акцентом. Это когда вы вообще не помните человека, который у вас в ленте постоянно ноет о своих семейных неурядицах.

 

слово психолога

«Люди идут в Сеть за иллюзией любви. А получат – агрессию»

Ольга Шорохова, психолог:

– Мы живём в мире, где велика вероятность стать зависимым от различных пристрастий. Почти у каждого человека есть привычка, от которой он не хочет отказываться, хотя пользы от неё нет. И зависимость от социальных сетей – проблема современного общества. Человек ежедневно испытывает различные стрессы, а компьютер становится средством, помогающим успокоиться, получить удовольствие и скрасить свой досуг, а порой и забыться от одиночества. При этом чем больше часов человек проводит в виртуальном мире, тем дальше он уходит от мира реального. Он теряет навыки живого общения и постепенно утрачивает потребность пребывания в социуме. В мире реальном надо решать проблемы, учиться, трудиться, потому гораздо легче, не выходя из дома и просто нажимая на клавиатуру, создать иллюзию настоящей жизни, где ты нужен, востребован, любим – и в доказательство чего ты получаешь лайки и перепосты. И, конечно, для такого человека появление кнопки, которая будет не одобрять его и его действия, станет ещё одним источником стресса.

К сожалению, сегодня статистика такова, что в обществе становится всё больше людей, подверженных депрессии. Во многом и из-за того негатива, что транслируют нам телевидение и другие средства массовой информации. Потому, заходя на свою страничку в Сети, человек старается от негатива отгородиться – заглядывает в те группы, где ему приятно проводить время, общается с приятными людьми и старается просматривать те новостные ленты, где не встретит сводки криминальных происшествий. А кнопка «дислайк» лишь породит агрессию.

Почти всех пользователей можно разделить на группы, исходя из той манеры общения, которую они выбрали для себя в этом виртуальном мире. Часть из них, которую принято называть «тролли», возвышается за счёт того, что унижает и оскорбляет других пользователей. Иногда они делают это не бесплатно. Да и попросту есть бездельники, которым нечем себя занять. И кнопка, которая будет по своей сути негативной, вполне может стать для этих людей оружием. А направлено оно будет на тех, кто каким-то образом от них отличается, будь то вероисповедание, национальность или политическая позиция. Да хоть цвет волос. Как есть люди, которые общаются в Сети только исключительно нецензурно, появятся и те, кто будет всем и всегда ставить дислайки.

А как мы все знаем, действие рождает противодействие и за любым негативом – также придёт негатив. И получится замкнутый круг, когда один человек поставит дислайк другому, а тот в свою очередь третьему. Таким образом социальные сети станут ещё более агрессивными.

 

Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»
Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.57
0.087 (-0.15%)
Курс Евро
68.56
0.518 (-0.76%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+17
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Облачно
27 сентября
среда
+14
Ясно