Общество

День управдома. Один день

26 сентября 10:00

Корреспонденты «НВ» провели день с домоуправом и узнали, что даже жилые дома умеют плакать

Для обычных петербуржцев городская архитектура – это просто красиво, а Лада Юрьевна в каждом доме на своём участке видит живой организм, о котором нужно заботиться


Про управдома обычно знают только одно – он в курсе дел жильцов. Но вот как при этом ему удаётся ухаживать за многоквартирным домом, замечают далеко не все. Наверное, потому, что когда из крана течёт вода, в парадной есть свет, а двор убран – мы думаем, будто бы всё получается само собой. Для того чтобы понять секреты успешного домового менеджмента, корреспонденты «НВ» провели один день с домоуправом Жилкомсервиса № 2 Центрального района Петербурга Ладой Кругловой и узнали, зачем даже в отпуск она берёт с собой список телефонов жильцов, а также что получают в подарок петербуржцы, которые исправно платят за квартиру.

 

«Домоуправ – это свадебный генерал»

Управдому важно уметь общаться, ведь общий язык приходится находить со всеми: и с жильцами, и с начальством, и с контролирующими органами

 

Одна из управляющих компаний Петербурга «ПромИнвест», которая работает с тремя жилкомсервисами северной столицы, решила аттестовать своих домоуправов по новым правилам: теперь всего около 110 управляющих домами в Кировском, Красногвардейском и Центральном районах должны будут сдать экзамены и превратиться в техников-смотрителей. Главное отличие новой должности – заниматься они начнут больше инженерными делами дома, чем санитарными.

Недавно такую переаттестацию прошла Лада Круглова, и пока она только готовится к новым обязанностям, но, как убедились наши корреспонденты, и старых у управдома немало. Петербурженка работает в ЖКС уже 5 лет и следит сразу за несколькими домами в самом сердце северной столицы – за кварталом между Мучным переулком и Гороховой улицей, за Апраксиным переулком, домом на Садовой улице и несколькими зданиями на Большой и Малой Морских улицах.

Почти каждое утро Лады Юрьевны начинается с «развода» – именно так называется утренняя летучка с дворниками в 9.00, где домоуправ раздаёт работникам задания, а иногда и жалобы от жильцов.

– Рая, возьми, – протягивает управдом дворнику новый упакованный замок.

– Такой быстро срежут, – сетует Раиса. – Надо просить сварщиков сделать «черепашки».

Одна из типичных проблем для жилых кварталов исторического центра Петербурга – это прогулки по крышам, ради которых некоторые недобросовестные экскурсоводы даже ломают двери. Поэтому выдавать дворникам новые замки приходится каждые два-три дня, а ещё чаще – просить сварщиков из жилкомсервиса делать специальные заглушки, чтобы попасть на крышу было не так-то просто. 

– А ещё есть жалоба с Невского, 5, – говорит управдом.

– Да не может быть такого. Там чисто! Я всё убирала! Лада Юрьевна, я расстроилась…

«Люди бывают разные», – не устаёт повторять домоуправ. Некоторые жалуются по делу, некоторые просто так, но реагировать необходимо на всё – такая работа. Из-за похожей истории к Ладе Юрьевне с утра заглядывает представитель жилищной инспекции. Одна из жительниц участка поставила себе дома биметаллическую батарею вместо оговорённой чугунной, причём смонтировала её вверх ногами и потребовала подключить. В жилкомсервисе объяснили: они это делать не должны. Петербурженка отказ не приняла и написала пять жалоб в жилищную инспекцию, поэтому уже инспектору пришлось приезжать и объяснять: действительно не должны. Всё же у сотрудника появились другие вопросы к управдому.

– В одной из парадных нет плафонов, – говорит инспектор.

– Понимаете, мы там везде вкрутили энергосберегающие лампочки, а на них не налезают старые плафоны, – рассказывает Лада Юрьевна.

– Так купите новые, – строго отвечает мужчина.

– Не проблема, сделаем…

Сантехника, электрика, ремонт, чистота, даже взаимоотношения между жильцами – на всё это так или иначе влияет управляющий домами. Даже если он не может сделать что-то сам, то всегда знает, к кому стоит обратиться за помощью.

– Домоуправ – это такой свадебный генерал, – признаётся Лада Юрьевна. – Он следит, к примеру, за всеми фасадами, ему нужно вовремя написать и подать заявку, если что-то случилось. И рассказать людям, ведь они готовы ждать решения проблемы, если нужно, даже годами – лишь бы им всё толково объяснили.

«С собой всегда ношу телефоны жильцов»

Перебегая от одних жильцов к другим, Лада Юрьевна успевает следить и за работой дворников

 

Понятно объяснять Ладе Юрьевне приходится постоянно – её мобильный телефон не смолкает весь день, а число звонков иногда доходит до сотни. Параллельно с бесконечными разговорами утром она обходит жильцов, следит за работой дворников, фотографирует... Когда возвращается – принимается составлять акты.

13.15. На пороге появляется пожилая женщина – на третьем этаже её парадной перегорела лампочка. День сегодня несложный, поэтому есть время посмотреть. Мы идём на место. У самого подъезда из двери вдруг выскакивает мужчина.

– Вот это дерево! – указывает жилец на мёртвый ствол напротив входа в дом. – Когда сухие ветки спиливали, его почему-то трогать не стали!

– Понимаете, это территория детского сада, – успокаивает его Лада Юрьевна. – Тут рубить нашими силами нельзя. Мы это дерево знаем, но разобраться с ним должен садик.

– Ветки постоянно с дуба падают, – не унимается мужчина. – Причём я же подходил к ребятам, которые валили деревья, предлагал заплатить, но они говорят: «Без порубочного билета не можем»…

– Да, так и есть, – спокойно рассуждает домоуправ.

– Ладно, спасибо, извините, что задержал, – успокаивается мужчина.

Иногда, как признаётся Лада Юрьевна, жильцы обращаются и по личным вопросам, к примеру поговорить с соседями по коммунальной квартире, которые выставляют в общий коридор мусор или крупный хлам. Тут приходится быть психологом. Оштрафовать домоуправ, конечно, не может, но постарается убедить не ссориться, а, как говорит Лада Юрьевна, к управдому прислушиваются охотнее, чем к соседям.

– Помню, звонит мне жена одного жильца и просит позвонить хозяину квартиры, мягко напомнить про долг за коммунальные услуги, – рассказывает управдом. – «Живу, – говорит, – с ним 30 лет и хорошо знаю, что для него это больной вопрос. А у вас голос такой приятный, вы сможете ему правильно сказать».

В 16.00 по понедельникам Лада Юрьевна обычно принимает граждан. На двери кабинета, куда приходят жильцы со своими проблемами, висит интересное объявление: «Вынуждены предупредить Вас о необходимости придерживаться корректной формы при обращении и не допускать оскорбительных выражений и угроз в адрес должностных лиц». Всё-таки судьба собственного дома – одна из самых животрепещущих тем для петербуржцев.

Пока никто не пришёл, управдом показывает нам одну из своих помощниц – папку с исписанными толстыми тетрадями, где хранятся телефоны жильцов. Часть из них Лада Юрьевна носит постоянно – на работу, на прогулку, даже в отпуск.

– Ношу всегда, потому что в любой момент может позвонить аварийная служба, понадобится доступ в одну из квартир, – рассказывает петербурженка. – Бывает же, люди уезжают, а где-то течёт. Как их найти? Только по личному телефону.

Ещё одна интересная деталь, которая помогает наладить общение с жильцами, – разноцветные уведомления-открытки, которые Лада Юрьевна прикрепляет к счетам за квартиру. Здесь и благодарности за своевременную плату, и напоминания о долгах, и просьбы, к примеру, прийти и перезаключить договор на управление домом. Как рассказала домоуправ, она часто замечает, что жильцы эти открытки не выкидывают и хранят вместе с квитанциями.

«Участки плачут без домоуправов»

Домо­управ часто становится для жильцов в какой-то степени психологом: выслушает, объяснит и покажет, что о проблеме помнит

 

Именно по таким, казалось бы, мелочам – горящим лампочкам, вымытым лестницам и отправленным открыткам – становится видно, насколько трепетно и тщательно заботятся о жилом квартале. Ведь как признаётся Лада Юрьевна, и участки, и дома – живые, потому что, стоит домоуправу уехать в отпуск, тут же начинаются протечки.

– Сегодня мусора нет, завтра – есть, люди постоянно что-то выносят и заносят, в целом дом – это живое существо, – рассказывает управдом. – Здесь всё время что-то происходит. Участки вообще плачут без домоуправов, ведь, когда мы уходим в отпуск, начинаются колоссальные залития! Они будто чувствуют, что нет человека. Есть квартиры, причём не на последних этажах, которые постоянно заливает – то канализация, то наверху машинка стиральная сломалась, то ещё что-то. Бывают квартиры, наоборот, всегда остаются сухими, даже когда в 2010–2011 годах были повальные залития. Странно, но это есть.

Оберегать это живое существо управдомам приходится постоянно, а особенно тщательно по ночам во время городских праздников: после демонстрации 1 Мая, в День Победы и в ночь «Алых парусов». Во двор то и дело норовят забежать шумные ребята, а некоторые, как рассказывает Лада Юрьевна, без стеснения просят справить нужду прямо во дворе. Хотя обычный рабочий день управдома заканчивается в 18.00, во время дежурств работники жилкомсервиса не расходятся до 5–6 часов утра – пока не откроется метро.

– Мне очень нравится общаться с людьми и принимать решения, – признаётся управдом. – Именно к общению мы призываем всех жителей, чтобы они могли вместе решать проблемы своего дома, правда, это не всегда получается. Сегодня они решат проблему с крышей, завтра – уже с дворовой территорией. Мы всегда готовы помочь, главное – чтобы они рассказывали, что хотят видеть, отдавали свои голоса и искренне интересовались.

 

экспертное мнение

Повышение качества осмотра домов – это первая задача

Дмитрий Стригуненко, генеральный директор ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района»:

– Мы решили, что в работу домоуправов нужно привносить больше инженерной составляющей, чтобы они более качественно выполняли, например, весенний и осенний осмотры, а значит, могли  приблизить время капитального ремонта своих домов. Для этого, конечно, нужно иметь определённые навыки и умения, а ещё лучше – специальное образование, но моментально 50 таких работников в Петербурге найти невозможно, потому что город не готовит сейчас необходимого количества специалистов. Поэтому мы и провели аттестацию: составили перечень вопросов и задаём их уже работающим у нас людям и тем, кто только устраивается.

Главное изменение – мы сняли с управдомов обязанности, связанные с санитарией. Теперь вопросы: «Где там дворник? Почему он здесь не убрал?» – не к технику, а в отдел санитарного содержания и благоустройства ЖКС. Задача техника – это техническое сопровождение работы многоквартирного дома: отопление, холодная вода, фасады, ремонт лестничных клеток и так далее. Именно он должен сигнализировать о наличии проблемы, а не житель. Чтобы потребитель не успел ещё до телефона добежать, а в доме уже всё сделано, – вот тот идеал, к которому нам бы хотелось приблизиться.

Аттестацию прошли не все, но большинство, потому что 80 процентов наших сотрудников работают с этим фондом десятилетиями и с лёгкостью отвечают на новые вопросы. Пройдя через экзамен, они намного лучше поняли, что от них хотят, чем бы просто прочитали новую должностную инструкцию.

Все дома ветшают, и весь этот накопившийся за десятилетия недоремонт в Петербурге перевёл предприятия жилищно-коммунальной сферы в режим затыкания дыр. То есть мы не производим планово-предупредительный ремонт, а ремонтируем то, что прохудилось. Вот в этом проблема. Можно искать множество причин, почему так вышло, но мне кажется, правильнее искать выходы из сложившейся ситуации. Одним из таких маленьких шажков является повышение качества осмотра домов – это первая задача, которую мы сейчас ставим перед техниками. Причём важно, чтобы это было качественно, чтобы человек мог отличить футорку от фрамуги, чтобы за каждым из этих домоуправов не пришлось идти высокооплачиваемому инженеру и всё перемерять, чтобы тот результат, который они выдают, был максимально приближен к реальности.

 

Полина Огородникова. Фото Ильи Николашина
Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.57
0.087 (-0.15%)
Курс Евро
68.56
0.518 (-0.76%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+17
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Облачно
27 сентября
среда
+14
Ясно