Общество

Заторможенный проект скоростного сообщения

14 октября 08:46

Идея провести до Пулково аэроэкспресс обсуждается с 2004 года, но войдёт он в строй в лучшем случае после 2018 года


минуточку внимания!

«Да только воз и ныне там!»

Софья Андреева, редактор отдела городской информации «НВ»

Ещё в начале года стало известно, что ни аэроэкспресс, ни легкорельсовый трамвай от Пулково до центра Петербурга к чемпионату мира по футболу в 2018 году не пойдeт. Это чётко заявил замминистра транспорта Николай Асаул, окрестив это «крайне затруднительной» задачей. При этом федеральный чиновник оставил последнее слово за правительством Петербурга.

И, по идее, ещё тогда проект мог бы получить региональный статус и вырасти как детище государственно-частного партнёрства. И тогда, по словам Асаула, федералы бы даже как-то подсобили. Вот только город тут же изобразил обиженного ребёнка и решил: раз так, то не бывать ни аэроэкспрессу, ни легкорельсовому трамваю!

А вместо скоростного комфортного транспорта Петербург предложил свою альтернативу – проложить выделенную полосу под автобусы. И дёшево, и сердито! При этом город, как всё тот же неразумный малыш, почти полгода продолжал по-прежнему делать вид, что «выделенка» – самый оптимальный вариант решения транспортной проблемы, который устроит всех. Ведь автобусы повезут прибывающих туристов по ней и свободно, и быстро, и без пробок, и автомобили не посмеют занять полосу для автобусов, и тратиться на неё особо не нужно – просить деньги у государства, влезать в государственно-частное партнёрство. Ну чем не достойная городская альтернатива легкорельсовому трамваю или аэроэкспрессу? Всё так! Да вот только городу пора перестать впадать в детство и честно признать: никакое это не решение транспортной проблемы, а лишь его иллюзия. И вот недавно вице-губернатор Игорь Албин всё же признал: аэроэкспресс городу необходим. Вот только когда он теперь появится – неизвестно, но реализовать этот амбициозный проект до 2018 года нам точно не успеть!

А теперь разберёмся, почему так произошло? Почему город заигрался настолько, что ему отказали в финансировании всех возможных проектов? Для этого нужно оглянуться на 5 лет назад и вспомнить, как разворачивался горячий спор Минтранса, властей Петербурга и РЖД об организации пассажирских перевозок между центром северной столицы и аэропортом Пулково.

Вся эта катавасия до боли напоминает известную басню «Лебедь, рак и щука». Ещё в 2010 году Минтранс предложил запустить от Пулково до центра города скоростной трамвай (легкорельсовый транспорт). Но в РЖД эту идею усовершенствовали и через год выступили с другой инициативой – организовать железнодорожный аэроэкспресс. Однако ни то ни другое не устроило городских чиновников, которые назвали проекты «неперспективными» и «локальными». В свою очередь, Петербург в 2012 году предложил и вовсе креативный план – удлинить ближайшую ветку метро. Правда, проект оказался в разы дороже и потребовал выделения из федерального бюджета почти 40 миллиардов рублей. В Минтрансе аппетиты города назвали необоснованными – щёлкнули его по носу, как избалованного ребёнка. Так все три участника спора ещё пару лет колебались между выбором: аэроэкспресс и легкорельсовый трамвай. Пожалуй, это перетягивание «воза с поклажей» так и продолжалось, если бы не приближение чемпионата мира по футболу.

Как там в басне? «Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам; да только воз и ныне там».

 




«Пока решаются вопросы об источниках финансирования»

Первые предложения об организации скоростного железнодорожного сообщения от Петербурга до аэропорта Пулково (аэроэкспресса) начали обсуждать ещё в 2004 году. Но о конкретных сроках реализации проекта впервые заговорили лишь в 2011 году. Тогда начальник Октябрьской железной дороги (на том момент им был Виктор Степнов) обещал, что аэроэкспресс начнёт своё движение в 2013 году. Время шло, но реализация данного проекта так и не начиналась. Вместе с этим разговоры о том, что построят какую-нибудь новую транспортную линию, которая свяжет город и аэропорт, не прекращались. «НВ» решило выяснить, как обстоит дело в настоящий момент.

Недавно в споре «аэроэкспресс, трамвай, метро или «выделенка» появилась, наконец, определённость. По словам вице-губернатора Игоря Албина, город принял решение в пользу аэроэкспресса. Замороженный проект получил очередной шанс.

Сегодня этот вопрос в компетенции городского комитета по транспорту. Корреспондент «НВ» обратился в ведомство за комментариями. На наш вопрос: «На какой стадии сейчас подготовка проекта?» – в комтрансе ответили: «Пока решаются вопросы об источниках финансирования. Реализовывать проект решено по системе государственно-частного партнёрства (ГЧП). Следовательно, источников финансирования должно быть два: средства бюджета и средства частного инвестора. Помимо поиска частного инвестора для начала работ необходимо решить вопросы с выкупом земель в районе прохождения будущей железной дороги.

Общая стоимость реализации проекта по сегодняшним ценам составляет 14 миллиардов рублей. Сроки завершения работ пока не определены. Но, скорее всего, проект будет закончен уже после чемпионата мира по футболу в 2018 году, так как сейчас время, силы, внимание и финансы властей Петербурга нацелены именно на подготовку чемпионата.

Ничего не известно и о стоимости проезда в аэроэкспрессе, эти вопросы в компетенции частного инвестора, который пока ещё не найден.

 

тем временем…

К 2018 году Васильевский остров и Петроградскую сторону свяжет мост

Ещё один важный проект для транспортной инфраструктуры города, который власти Петербурга планируют закончить к чемпионату мира по футболу в 2018 году, – это мост через остров Серный. Неразводная переправа через Малую Неву будет начинаться на перекрёстке с Уральской улицей и заканчиваться на Ждановской набережной. Кстати, в рамках проекта ещё и расширят Ремесленную улицу, а также проведут реконструкцию Ждановского моста.

Предполагается, что длина новой переправы составит 923 метра, а вместе с проходами – 1,25 километра, ширина – от 33 до 38 метров. Здесь организуют шесть полос для движения машин, велодорожку и тротуар. Новый проект обеспечит кратчайшую транспортную связь между Крестовским островом и Морским пассажирским портом, который принимает паромы и круизные суда.

Как в одном из интервью отмечал Андрей Шашков, руководитель отдела проектирования комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, согласно требованиям ФИФА группы болельщиков и участников чемпионата мира должны за достаточно небольшое время попадать из аэропорта к стадиону. Самая короткая продолжительность прибытия – всего 30–40 минут. Поэтому особое внимание город сегодня уделяет именно транспортной инфраструктуре.


К чемпионату мира по футболу появятся две новые станции метро

К 2018 году власти города намерены успеть сдать новый участок Невско-Василеостровской линии петербургского метрополитена. В планах – построить после существующей «Приморской» ещё две новые станции: «Улицу Савушкина» (по другим данным – «Беговую») и «Новокрестовскую», причём последняя будет находиться на намывной территории, потому что сегодня самая ближайшая станция к строящемуся стадиону – «Крестовский остров» – находится, по мнению чиновников, всё-таки слишком далеко от места проведения чемпионата.

На днях в аппарате вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина сообщили, что на станции метро «Новокрестовская» предусмотрели реверсивный режим работы эскалаторов в период до и после окончания матчей. Ранее в Министерстве транспорта России говорили, что подрядчику придётся напряжённо работать, чтобы построить новые станции к весне 2018 года, но шанс успеть к чемпионату мира по футболу всё же пока не упущен.

 

Материалы полосы подготовили Станислав Донин и Полина Огородникова. Рисунки Ольги Быстровой
Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.57
0.087 (-0.15%)
Курс Евро
68.56
0.518 (-0.76%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+17
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Облачно
27 сентября
среда
+14
Ясно