Культура

«Петербург, конечно, – культурная столица Вселенной, но…»

17 октября 09:35

В своём первом эксклюзивном интервью Главный межгалактический управляющий вопросами культуры Ауддта Лыапьс ностальгирует о прошлом и рассуждает об обществе благоденствия


 

Женщины кричали: «Ура!» – и бросали в воздух чепчики с электроподогревом. В небесной черноте бабахали салютные залпы. С трибуны гремели поздравительные речи по случаю назначения уникального лесника из джунглей Амазонки Ауддта Лыапьса на только что учреждённую должность Главного межгалактического управляющего вопросами культуры… В эти самые минуты его помощники уже набирали телефон редакции «Невского времени». Виновник торжеств распорядился срочно связаться с нами, чтобы дать интервью. Эксклюзивное. Первое. О наболевшем.

– Господин Ауддта, благодарим вас за возможность этой беседы, особенно учитывая ваш напряжённый график…

– Да, входить в должность непросто: ежедневные онлайн-конференции, знакомства с новыми аватарами чиновников и встречи через скайп с народонаселением Земли отнимают много времени. Но это ничего. Я отправляю голографические копии себя в командировки в разные точки мира, и они собирают информацию в один поток. При этом самые ответственные решения я принимаю сам, проанализировав данные с помощью спутниковых навигаторов ценностей.

– Вот и в Петербург вы не послали клона, а приехали лично. С чем связано ваше желание побывать здесь?

– Ну и вопрос… По-моему, это вполне логичное решение, принимая во внимание Манифест, подписанный несколько лет назад всеми странами мира: «Петербург – культурная столица Вселенной!» В то время как французы надстраивают мансардами Эйфелеву башню, итальянцы вконец расшатали Пизанскую, Мачу-Пикчу украшают неоновыми огнями, а над Парфеноном колдуют алхимики, вытащенные из III века до нашей эры, туристы все как один хотят в Петербург! Люди стоят в виртуальных очередях месяцами, чтобы попасть к вам. Мы, конечно, работаем над тем, чтобы очереди уменьшались, но пока разрешить эту сложную ситуацию нам не удаётся: все лайнеры и трансантлантические самолёты расписаны в этом направлении на четыре года вперёд. Поэтому мы уже разрабатываем специальные сверхзвуковые ракеты-маршрутки. К слову, их водители проходят специальный кастинг, во время которого демонстрируют умение поддержать разговор на любую тему – от второго закона термодинамики до «Семки есть?». И люди сами финансируют их строительство на виртуальных площадках, перечисляя электронные деньги, – баллы за сдачу пластиковых бутылок, за выбрасывание мусора точно в урну или за участие в экологической деятельности по переработке полиэтиленовых пакетов. Лучшие умы едут сюда, чтобы разгадать феномен, что же дало такой толчок развитию города.

– И как вы считаете, в чём этот феномен?

– Во-первых, как раньше говорили, «ленинградские традиции». Сегодня-то мы понимаем, что они не зависят от локализации. Британские учёные установили, что такие черты, как интеллигентность, гуманность, вдумчивость, космополитичны. Просто как-то так совпало, что в определённый период времени именно в Петербурге таких людей начали загонять в угол и они стали особенно быстро эволюционировать. Сейчас даже трудно вспомнить те странные годы. Кажется, тогда ещё Петербург готовился к чемпионату мира по футболу…

Во-вторых, повлияло зашкаливающее количество оттенков серого в климате, что научило жителей Петербурга находить солнце в себе. Поэтому даже в самые застойные времена они умели относиться к проблемам с иронией и юмором, держались сплочённо и верили в прекрасное будущее. Но просто верить – мало. Они объединяли свои усилия, стараясь делать город лучше, добрее, свободнее.

И вот теперь мы, их потомки, видим результат. Прекрасный центр, сохранивший свой роскошный исторический облик. Ухоженные памятники, которые уже забыли о том, что когда-то на них посягали вандалы. Улицы, утопающие в зелени и цветах. Ну и, конечно, море культурной программы.

– Вы представили не город, а сказку. Неужели вообще никаких проблем нет?

– Есть, конечно. Самая насущная – это затянувшееся строительство пятой сцены Мариинского театра. От этого страдают все: и исполнители, и зрители. Выдающиеся балерины, получившие блестящее образование, не могут реализовать себя в современных спектаклях, для проведения которых нужны определённые условия. Например, по задумке режиссёра Сокурова-Гергиева, получившего в прошлом году 29 «Золотых масок», в балете «Щелкунчик против Терминатора» должны использоваться лазерные нити для флюоресцирующего задника, моделирующиеся под фигуру каждого зрителя кресла и искривляющееся под разными углами бесконечное пространство. Пока же нам приходится использовать то, что есть. 

– А какие события, которые в этом году пройдут в Петербурге, вы бы хотели посетить?

– Прежде всего международный Фестиваль духов. Лучшие парфюмеры мира представят свои новые коллекции. Безусловные фавориты – бодрящие духи от Розмарино с запахом гудрона Красногвардейского района и тонкий ностальгический аромат духов от Ивановны с запахом раскалённого асфальта Невского проспекта начала XXI века, в котором будут доминировать нотки ушедших в прошлое выхлопных газов. Я в предвкушении!

Второе значимое событие – это, конечно, Всемирный фестиваль воздухоплавания. В прошлом году на нём произошёл небольшой конфуз: пилоты Петербурга использовали невидимую ткань для купола, невидимые прутья для корзины, отчего сложилось впечатление, что они левитируют в воздухе. Тренировавшиеся в этот момент на Исаакиевской площади йоги, заметив их, на радостях незамедлительно взмыли в небо и чуть было не испортили фестиваль. 

И разумеется, стоит посетить церемонию вручения «Оскара». Хотя бы для того, чтобы узнать, получит ли его наконец Леонардо Ди Каприо. Мы всей семьёй болеем за этого ветерана кинодвижения. Надеюсь, ему повезёт!

А раз уж мы заговорили о кино, не стоит пропускать Фестиваль документальных фильмов и анимации. Зрители познакомятся с ретроспективными лентами, сделанными вручную людьми, а не роботами (представьте, фильмы когда-то снимали на плёнку!). Темы, которые тогда затрагивало человечество, удивительны: одиночество, социальная неустроенность, поиски себя, межпоколенческие проблемы и многое другое. Признаюсь вам честно: я рад, что всё это в прошлом и что сегодня все мы – высокоразвитые существа с тонкой душевной организацией. 

– Да, но ведь кое-где ещё можно встретить людей того поколения, которое умело грустить и печалиться, плакать и смеяться…

– Верно. Старожилы рассказывают: была такая теория, что человеку нужно испытывать разные чувства, что без преодоления и борьбы ты не станешь сильнее, что ошибки возможны и даже необходимы! И я вам признаюсь… Иногда мне даже хочется почувствовать нечто подобное. Но тут же вспоминаю, что мои предки, запуганные новостями о катастрофах, скандалах, войнах и убийствах, начали со временем отказываться от чувств вовсе. Это был их осознанный выбор. Наверное, иначе было нельзя.

– Вступив в новую должность, какие приоритеты в работе вы выделили для себя?

– Мы будем продолжать следовать выбранным курсом: нужно научить людей слышать друг друга. При всех достижениях цивилизации мы утратили этот навык. Ведь сначала мы выполняли нормативы по увеличению количества денег на единицу человеческой массы – этот период именовали «обществом потребления». Потом наступили кризисные годы, когда люди пресытились, – так называемое «общество равнодушия». И наконец, мы подошли к «обществу благоденствия». Это лучше, чем было раньше, но подспудно люди ищут высший смысл жизни. Сможем ли мы им в этом помочь? Захотят ли они сами этого? Пока непонятно. Но человеческое тепло – это неконвертируемая валюта, которой становится всё меньше, а ценность её с каждым днём возрастает. Как её сохранить, неизвестно… Но мы будем учиться. За этим я и приехал в Петербург. Поможете?

 

Беседовала Светлана Жохова-младшая


афиша

 

Куда сегодня сходить в Петербурге

Экспериментальный центр Эрмитажа

Биеннале «Валенок как сакральный символ русского менталитета»

Мало кто задумывается, что валенок – это архетипический символ русского характера: мягкость в нём соседствует с колкостью, грубоватый вид компенсируется надёжностью, простая форма – способностью вместить в себя огромную ногу… Простите, душу. Вся жизнь человека была сопряжена с этим нехитрым предметом, что подтверждают филологические исследования. Например, фраза «валять дурака» означала не что иное, как неудавшийся валенок, а «старый друг лучше новых двух» – про проверенную, но изношенную пару валенок. Посетители биеннале могут увидеть ранее не выставлявшиеся экспонаты: пятиэтажный валенок, расшитый по мотивам картин Ван Гога, валенок-хамелеон, притворяющийся смотрительницей зала, и многое другое.

 

Филармония Века

Джазовый абонемент «Без бемолей! От «до» до «си» и обратно»

Время концерта – от одной до семи минут. Это ноу-хау: метод экспресс-слушания музыки. Подобно молекулярной кухне, звук здесь подаётся в концентрированном виде: за одну минуту можно прослушать часовое произведение. Критики считают, что это беспрецедентное явление, но мнение публики разнится. Кто-то говорит, что на протяжении пяти минут ничего не слышит, кто-то уходит после первой минуты с заявлением: «Да я и сам так могу!» А кто-то восторгается смелостью эксперимента. Оцените и вы.


Филиал Русского музея в Весёлом посёлке

Мастер-класс «Как перестать быть Геростратом и Наполеоном и раскрыть в себе Кандинского»

Если вы заняли все возможные ниши, но так и не научились рисовать – добро пожаловать. Здесь вас научат создавать шедевры, используя подручные материалы: штангенциркуль, стремянку, ковбойскую шляпу и чернила каракатицы.

 

Александринский театр (Новейшая сцена)

Перформанс «Оптимизм своими руками, или Вечное ничто»

Известная запрещённая постановка театра претерпела несколько редакций. В первой актёры вместе со зрителями выходили на улицу и ловили сачками солнечные лучи. Во второй – делали селфи с закрытыми глазами в тёмной комнате. Но наибольший резонанс вызвала третья редакция, во время которой артисты варили бульон из кленового сиропа, читали страстные монологи на латинском и случайно… вызвали дух Льва Толстого. Известный писатель расстроился, но тут же простил всех по-отечески.

 

Пушкинская, 10-100.

Цикл лекций «Коммунальное проживание: как завоевать внимание друзей и начать оказывать влияние на людей?»

Лекции будут проходить одновременно на нескольких этажах. На первом известный актёр-бородач Кузьмич расскажет о 4000 способах насолить соседу и остаться нерассекреченным. На втором экзальтированная поэтесса объяснит методологию изучения нецензурной лексики (на трёх языках, с примерами). На четвёртом и пятом синхронное искусство игры на стульях продемонстрируют начинающие музыканты Ося и Киса. На третьем к ним присоединится недовольный художник постпостист Эмберто Уко, который, как всегда, в знак протеста начнёт солировать, ударяя палкой по трубе.


Редакция газеты «Невское время»

Инсталляция «Нам – 200 лет!»

Из накопившихся газет сотрудники издания соберут модель Вселенной.

 

Журналисты «НВ» Александра Заспа, Мария Башмакова, Анастасия Ложко, Сергей Ильченко, Кирилл Легков, Игорь Осочников, Инна Тимченко, Илья Снопченко (переводы зарубежной прессы), Ирина Ляхова и главный редактор «НВ» Михаил Иванов, а также политические комиксы Ольги Быстровой – в нашем воскресном приложении «Невское время +»


Фо­то Ильи Николашина
Афиша

1 октября, 16:00

Концерт «Великие мастера „короля-солнце“ Людовика XIV», Шереметьевский дворец

16–29 сентября, 19:00
Концертный зал Мариинского театра
V Международный органный фестиваль

1 октября, 20:00
Концерт Sting СКК «Ледовый дворец»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
57.65
0.572 (-0.99%)
Курс Евро
69.07
0.19 (-0.28%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
понедельник
+9
Ясно
26 сентября
вторник
+14
Ясно
27 сентября
среда
+14
Слабый дождь