МЫ САМИ ВЫРАСТИЛИ ФРАНКЕНШТЕЙНА. АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ
Можно выбрать правителя и назначить начальника. Но никто не в состоянии выбрать или назначить того, кому верят. Наш земляк Александр Городницкий именно такой человек, ставший, по крайней мере в нашем городе, культовый фигурой. Кто еще способен два вечера подряд собирать на авторскую песню полные залы, чьи книги, кассеты и диски расходятся, едва успев выйти в свет?
Слушатели его концертов вместе с любимыми мелодиями хотят получить заряд оптимизма и житейской мудрости. Поэтому, встретившись с Александром Городницким во время последнего его приезда в Петербург, мы говорили не столько о песнях, сколько о событиях в мире.
- Вы часто читаете на своих вечерах стихи о том, как, паля из карабина, слава богу, не убили. А с другой стороны, есть террористы, которые благодарят своего Бога за то, что могут убить врагов, по их понятию - "неверных". Возможно ли сосуществование таких полярных моральных установок?
- Возможно, если все человечество поднимется до идеи гуманизма. Но сегодня это не так, совершенно очевидно: с террористами всех мастей - "красными бригадами", чеченскими боевиками и исламскими бен Ладенами - можно говорить только на языке силы, языке средневековья, потому что сами они и есть пережиток средневековья в XXI веке. Именно поэтому все попытки Израиля договориться с палестинцами обречены на провал - они живут в разных временах. Не может современная цивилизация ужиться с первобытным обществом, где обмануть врага считается доблестью и за убийство человек попадает в рай. Две такие морали сосуществовать не могут, и одна из них должна быть уничтожена. Речь, конечно, не об исламской морали, которая проповедует добро, - бен Ладен, я считаю, это враг ислама, который дискредитирует свою религию. Уничтожить нужно "мораль" террористов вместе с ними самими.
- Нарисованная вами картина очень напоминает роман Стругацких "Трудно быть богом", но то фантастика, а мы живем в реальности...
- Наша реальность страшнее любой фантастики. С башнями Всемирного торгового центра рухнул знаменитый американский гуманизм. Они ведь только-только изжили негрофобию, маятник даже пошел в другую сторону, а вот теперь мне говорили, что в Сан-Франциско убили двух арабов только потому, что они арабы. Это очень горько.
- Выходит, что все достижения цивилизации оказываются эфемерными?
- Да, потому что террористы берут из них только орудия убийства - бомбы, самолеты, вот уже и сибирская язва пошла в ход... Американская цивилизация оказалась настолько самодостаточной и самодовольной, что просто не задумывалась о моральной стороне дела. Техника явно опередила развитие человека. В упоении собой американцы забыли, что весь мир - не США, кроме ментальности "белого человека" есть ментальность третьего мира, нищего, голодного, озлобленного. И вся европейско-американская философия рухнула, как две башни на Манхеттене.
А ведь кроме ислама есть миллиардный Китай, тоже с иной ментальностью, и громадная Индия... Не думали о них, вернее, не придавали значения - вот и платят за зацикленность на себе, любимых.
- А теперь Америка влезает в Афганистан, дикую страну, которая уже фактически сломала хребет второй супердержаве, Советскому Союзу.
- Фактически да, но до этого там увязла Англия, царица старой Европы. Афганистан завоевать оказалось невозможно никому, тем более после того, как его использовали в своих целях разные силы - те же американцы вооружали моджахедов против советских войск, потом Пакистан "вырастил" талибов для свержения правительства Раббани и так далее. Так же когда-то европейцы подкармливали Гитлера против СССР, а тот взял и ударил по Парижу. Нельзя выращивать Франкенштейна, надеясь его приручить, сколько же раз нужно в этом убеждаться!
Бомбежки Афганистана, на мой взгляд, есть демонстрация беспомощности Америки перед проблемой.
Проблема ведь стоит и перед Россией, теперь уж не секрет, что многие террористы воспитывались здесь, в специальных школах, для борьбы с империализмом и помощи революциям в разных странах. Да еще при сложности нашей чеченской ситуации и сорока миллионах мусульманского населения в стране. Тем более обнадеживает меня личная позиция президента Путина, впервые за многие годы мне не было стыдно за свое правительство. Нужно иметь большое мужество, чтобы принять решение встать на сторону Америки.