СНАЧАЛА ЧИТАЙТЕ ЗАКОНЫ, А ПОТОМ КРИТИКУЙТЕ
Виктор Евтухов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: - Недавно депутаты приняли за основу закон "О содержании домашних животных в Санкт-Петербурге", одним из авторов которого вы являетесь. Какова его дальнейшая судьба?
- У нас есть два месяца на то, чтобы внести поправки в этот документ, затем он пойдет на второе чтение. Кроме того, мы планируем организовать еще раз общественные слушания закона, для участия в которых пригласим все заинтересованные стороны: представителей кинологических клубов, ветеринарных служб, общественных организаций и т. д. В окончательном варианте документ будет принят (или не принят) в начале следующего года. Заранее уверен: поправок и замечаний будет много. С самого начала пришлось столкнуться с непониманием со стороны некоторых депутатов, настроенных против закона. Честно говоря, на мой взгляд, причина не в том, что это плохой закон (многие из моих коллег его попросту не читали), а в каких-то личных мотивах. Юридическое управление Законодательного собрания дало на наш законопроект негативное заключение, но это решение нельзя назвать справедливым. Оно вполне может быть оспорено, что мы и собираемся сделать. Что ж, будем бороться.
- На первых общественных слушаниях закона некоторые из ваших предложений вызвали сомнения у специалистов-кинологов и ветеринаров. Были ли учтены их замечания?
- Предложений по внесению изменений в закон было очень много, но, как говорится, всем мил не будешь! Одни не желают брать на себя дополнительную нагрузку, другим жалко денег, третьи не хотят ограничения своих прав (хотя об этом даже речи не идет). В общем, каждый преследует свои интересы. Поэтому кардинальных изменений в закон мы вносить не стали, поменяли, например, название документа: теперь он стал законом "О содержании домашних животных" (вместо "О содержании собак"). К сожалению, не все понимают суть закона правильно, в том числе и представители СМИ: кто-то безо всякой причины решил, что мы хотим запретить резать коров, кто-то написал, будто теперь придется регистрировать хомячков и прочую мелкую живность. В результате серьезные вещи свели к шутке. Вы сначала прочитайте закон, а потом уже критикуйте!
- А зачем вообще нужен этот закон? Ведь в Петербурге уже есть ветеринарно-санитарные правила содержания животных...
- Да все успели благополучно забыть, как они выглядят, никто их не соблюдает! Не говоря уже о том, что они не полностью регулируют права и обязанности владельцев домашних животных. Зачем нужен закон? Пройдитесь по городу, и вы увидите, что собаковладельцы очень редко соблюдают элементарные меры предосторожности, "забывают" надеть на собаку намордник, даже если это собака бойцовой породы. Если вы не боитесь за свою безопасность, то подумайте хотя бы о детях! Обратите внимание на то, как много у нас бродячих собак. Или, может быть, вам нравится то, что владельцы собак выгуливают своих домашних любимцев на детских площадках?
- Каким же образом этот закон сможет реально изменить жизнь четвероногих и их владельцев?
- Прежде всего он повысит уровень правосознания горожан, а это уже само по себе немаловажно. Нам часто говорят: предусмотренные существующим законодательством штрафы, которые выплачивают нерадивые собаководы, чрезвычайно малы. Но это еще не значит, что закон не будет работать. Мне кажется, жители Петербурга отличаются особым отношением к морали, нравственности и достаточно законопослушны. Кроме того, сейчас мы готовим некоторые поправки к российскому кодексу административных правонарушений, в том числе предусмотрено и существенное повышение штрафных санкций за невыполнение правил содержания домашних животных.
- В проекте закона не раз упоминаются приюты для бездомных или потерявшихся животных, но этих заведений до сих пор не существует. Как же быть?
- Вопросы организации приютов находятся в ведении муниципальных властей, и заставить их открывать приюты мы не можем. Хотя, безусловно, это очень важная проблема, требующая серьезного обсуждения.
- Некоторые специалисты не уверены в работоспособности будущего закона, ссылаясь на недостатки федеральной законодательной базы по этому вопросу...
- Да, согласен, такие недостатки существуют, но поскольку упомянутые вами вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и регионов, то мы имеем право разрабатывать свои нормативные акты, исходя из экологических, экономических, социальных условий конкретного региона. Подобные законы уже созданы во многих субъектах РФ и отдельных городах.