Театр может быть только штучным. Александр ЛАЗАРЕВ, народный артист России

- Как складывается жизнь Московского академического театра имени Маяковского после того, как из жизни ушел его лидер - режиссер Андрей Гончаров?

- Это огромная и невосполнимая потеря. Мы еще долго будем оправляться от этого шока. Более тридцати пяти лет истории нашего театра связаны с его именем. В моей жизни подобная потеря уже вторая. Первой была смерть Николая Николаевича Охлопкова. Сейчас мы, конечно, находимся в сложном положении. Если учесть, что из строя выбыла из-за болезни и наша звезда Наталья Гундарева, то можно себе представить, как живется нашему коллективу. Пока мы приняли решение руководить театром старым проверенным коллегиальным способом, но, видимо, через некоторое время появится потребность в фигуре художественного руководителя. Пока стараемся сохранить в театре рабочий настрой и не опускаться до депрессии. - Существуют ли какие-либо планы на будущий сезон у театра? - Конечно. Один очень популярный кинорежиссер принес нам пьесу, которая является римейком сценария его исторического фильма на гусарскую тему. Спектакль музыкальный, и мне в нем была предложена главная роль. - Может быть, обнародуем название? - Из-за актерского суеверия мне бы не хотелось этого делать. - Вы давно и успешно работаете в одном и том же театре... - Идет вот уже сорок второй сезон. - Скажите, Александр Сергеевич, а мысль о переходе в другую труппу вас посещала? - Я получал подобные предложения неоднократно. Причем в самые престижные театры... Знаете, в судьбе актера случаются моменты, когда думаешь: "А не бросить ли все и уйти - куда подальше?!" Однажды мне очень помогла жена, Светлана Немоляева, которая в буквальном смысле слова отговорила меня от столь опрометчивого шага. За что я ей безмерно благодарен. Я выбрал свой театр один раз и навсегда. - Как вы считаете, сейчас ваш коллектив проигрывает в популярности другим театрам? - Искусство - не чемпионат мира и даже не Олимпийские игры. По крайней мере, неумно устраивать борьбу за чемпионство в таком тонком деле, как театр, который есть, был и будет способом общения людей. Я, например, рад, что в Москве прошла Всемирная театральная олимпиада. Но мне понятна озабоченность Сергея Юрского, который, комментируя ее итоги, сказал, что театров не должно быть слишком много. Все-таки наше искусство - товар штучный, и в огромных количествах его воспринимать затруднительно. - Но существует ведь понятие популярности и моды? - "Маяковка" пережила подобный период в 70-е годы, когда билеты на наши спектакли было не достать. Мы были модными, но никогда не шли на поводу у зрителя. Видимо, что-то такое и Гончарову в своих постановках удалось найти, что волновало публику. А нам, его актерам, удалось попасть в тот самый зрительский нерв, который давал столь сильный эмоциональный резонанс. - Сегодня зритель стал менее эмоциональным? - Я бы так не сказал. В зале раздается и смех, и аплодисменты, и возникают столь ценимые моменты тишины, когда все зрители замирают как один. Но мне кажется, что мотивы прихода в театр несколько изменились. Сейчас люди ходят в театр не потому, что не могут без этого жить, как в 60-е и 70-е годы, а потому, что это престижно. Многие режиссеры чувствуют подобный запрос публики и ему отвечают и, как следствие этого, становятся модными и популярными. К счастью, "Маяковка" подобному недугу не слишком подвержена. - А сколько стоят билеты на спектакли вашего театра в Москве? - На мой взгляд, слишком дорого - до трехсот рублей на обычный рядовой вечерний спектакль. Хотя, как известно, некоторые московские театры выставляют на билетах сумму в два-три раза большую. Тем не менее мы держимся и зарабатываем себе на жизнь собственным умением и искусством, играя спектакли, но не сдавая в аренду под казино и рестораны помещения в своем здании. - На ваш взгляд, государство не слишком заботится об искусстве? - Я был бы не прав, если бы стал такое утверждать. Мы подчиняемся городским властям Москвы и пока ощущаем их заботу. - В вашей семье сразу два Александра Лазаревых. Такое соседство не смущает? - У сына творческая судьба складывается самостоятельно, и я этому рад. Честно говоря, мне очень хочется, чтобы он заменил меня в спектакле "Кин Четвертый", но у Александра свои творческие планы. А еще мне бы хотелось сыграть с ним в одной пьесе об отце и сыне.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.