НОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ
Если бы Радищев совершил свое путешествие из одной российской столицы в другую в наши дни, вряд ли могло появиться его знаменитое произведение. Действительно, когда поезд следует со скоростью более 200 км/ч, очень сложно рассмотреть мелькающий за окном пейзаж. Вчера торжественно принимали последний серьезный участок реконструированной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва.
"Летайте поездами ОЖД" - вполне возможно, подобный рекламный слоган вскоре станет весьма популярным. После завершения реконструкции железнодорожного полотна, соединяющего две российские столицы, поезда смогут преодолевать 750 км за 4,5 часа. При этом их скорость на отдельных участках будет превышать 200 км/ч. Впрочем, поезд "Сокол", призванный поставить рекорд, пока не готов к столь дальнему путешествию. Руководство ОЖД объясняет задержку "неготовностью пассажиров следовать данным поездом". Что скрывается за подобным предложением, выяснить не удается. Правда, известно, что данный локомотив вряд ли сможет отправиться от перрона Московского вокзала раньше, чем в начале 2002 года.
Железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Москва представляет собой на карте почти правильную прямую. Однако существовал один дефект - небольшой изгиб в районе станции Веребье. До сих пор распространена легенда, что в подобном "искривлении" виноват палец императора Николая I. Прокладывая на карте железную дорогу, государь слегка выставил за край линейки свой указательный палец. Карандаш непроизвольно описал дугу. Верноподданные посчитали сие недоразумение руководством к действию. На самом деле ситуация гораздо прозаичнее. В те времена существовала техническая проблема - сплошной подъем на протяжении 14,5 верст оказывался не под силу локомотивам. Постройка обхода в 4,6 версты, получившая название "Веребьевского", решала проблему. Его возвели в период с 1877 по 1881 годы.
Почти 120 лет поезда следовали по обходу и, как казалось, не испытывали при этом никаких проблем. Но когда скорость движения поездов достигла 200 км/ч, выяснилось, что на этом "объезде" теряются драгоценные 10 - 12 минут. Учитывая, что вопрос конкуренции между аэропортом и железной дорогой становится все более актуальным, подобное промедление может обернуться потерей клиента.
Министерство путей сообщения решило ликвидировать участок вынужденного торможения. Примерно 9 месяцев тому назад начались работы по спрямлению Веребьевского обхода на перегоне Бурга - Торбино. Главной конструктивной особенностью нового участка стал металлический мост через Веребьевский овраг. Вчера целиком был сдан участок пути, общая длина которого составила 28,8 км. Генеральный подрядчик - Балтийская строительная компания, несмотря на все сложности, смогла выполнить заказ МПС в срок. Качество работ также никаких нареканий у заказчика не вызвало. Всего на реконструкцию железнодорожного перегона Санкт-Петербург - Москва было потрачено около 18 млрд рублей.
Вчера же состоялось открытие мемориальных досок, посвященных 150-летию магистрали. В центре установленной на Московском вокзале памятной гранитной плиты - медальон с изображением Николая I и текстом: "Первого (13) ноября 1851 года открыто движение по двухпутной железной дороге С.-Петербург - Москва, сооруженной по высочайшему указу от 1 (13) февраля 1842 года императора Николая I". После надписи следует изображение скоростного и первого поездов. Слева от центрального медальона медальон поменьше, с изображением начальника Южной дирекции Николая Крафте, справа - однотипный медальон с портретом начальника Северной дирекции Павла Мельникова. Аналогичная доска открыта и в Москве.
Официально работы на пути Санкт-Петербург - Москва будут завершены 20 декабря. Но уже сегодня очевидно, что вложения МПС в реконструкцию основной российской железнодорожной ветки приносят плоды. По статистике, с каждым месяцем все больше и больше пассажиров предпочитают постоянно "ускоряющиеся" поезда самолетам.