И СЕГОДНЯ ВСЕ РЕШАЮТ КАДРЫ
АРКАДИЙ КОБИЦКИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЛОМО:
- На многих промышленных предприятиях Петербурга сегодня остро стоит кадровый вопрос. Как обстоят дела на ЛОМО?
- К сожалению, действительно, в Петербурге в последнее время остро ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы. ЛОМО в этом отношении не исключение. В середине 90-х годов предприятие из-за резкого сокращения объемов производства потеряло немало квалифицированных специалистов, к нам почти не приходили выпускники учебных заведений системы профтехобразования. А сегодня складывается ощущение, что руководители бывших ПТУ все меньше заботятся о самом главном - подготовке квалифицированных рабочих. Они решают совсем другие задачи, например сдают в аренду помещения училищ. Думаю, что администрации города пора проверить, чем эти лицеи занимаются и кого готовят. Сложность нашей ситуации в том, что ЛОМО сейчас способно продавать больше, чем производит. Так что основная проблема - в ограниченности производственных ресурсов. К тому же у нас довольно высокий средний возраст сотрудников - 46 лет, поэтому перед предприятием остро стоит задача омоложения кадров. И если в службах финансов, управления корпоративным имуществом, общественных связей работает много молодежи, то у разработчиков на производстве возрастные проблемы стали очень серьезными. А ведь на подготовку квалифицированного разработчика, технолога, мастера, оптика, сборщика оптических приборов уходит от 3 до 8 лет. Мы, кстати, возвращаемся к практике, которая существовала раньше, вводим должности помощников мастеров, стажеров на должности управленцев среднего звена в производстве.
- Как предприятие решает задачу привлечения молодежи? Возможно, проблема в низком уровне оплаты труда?
- Платим, к сожалению, не так много, как хотелось бы. Но на то есть объективные причины. Чтобы платить больше, нужно больше производить и продавать. А чтобы больше производить, нужны кадры. Получается замкнутый круг. К тому же, как производители составных частей вооружения, мы в большой степени зависим от федеральных министерств и ведомств. А эти факторы не зависят от нашего желания и наших возможностей. Тем не менее мы стараемся решить задачу привлечения молодежи собственными силами. На ЛОМО реализуются программы материального стимулирования, а также адаптации молодых специалистов к производству. Для них устанавливается фиксированная и конкурентоспособная зарплата. И, кроме того, за каждым молодым специалистом закрепляется наставник, который помогает новому сотруднику как можно быстрее получить практические навыки для работы в конкретном подразделении фирмы. При приеме на работу подготавливается двухлетняя программа адаптации молодого специалиста, которая включает в себя анкетирование, психологическое тестирование, обучение.
Недавно нашим молодым специалистам было предложено дать оценку производству, условиям труда, взаимоотношениям в коллективе. Опрос показал, что молодых сотрудников не всегда устраивают условия труда, а у четверти опрошенных разница между реальной и идеальной ситуацией была особенно явной. Но мы заинтересованы в том, чтобы сохранить кадры, поэтому с каждым из неудовлетворенных работой комиссия по адаптации молодых специалистов проводила индивидуальные собеседования.
- А помимо работы с молодежью существуют ли какие-нибудь пути решения кадровых задач?
- Решению проблемы кадрового голода на ЛОМО способствует производственная кооперация с другими предприятиями. Ее основная причина в том, что одна фирма просто не может производить весь набор комплектующих. Как не может быть инженера, который был бы одинаково силен и в оптике, и в добыче нефти.
Мы выбрали для себя четыре главных направления: разработку, окончательную сборку изделий, точную механику и оптику. Все остальные направления мы постепенно будем передавать в рамках кооперации другим фирмам. Таким образом, на ЛОМО просто отпадает необходимость в сотрудниках некоторых специальностей.
- Кооперация - это новый для ЛОМО путь развития?
- В свое время на ЛОМО кооперация была очень развита, но затем наступил период резкого падения номенклатуры выпускаемых изделий. Кооперация фактически сошла на нет, а возобновилась только в конце 90-х. Сейчас мы ищем предприятия, которые были бы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, получив от нас определенный объем работ. Мы активно посещаем их, знакомимся с технологическими процессами и предлагаем тот спектр работ, который свойственен именно этой фирме.
- С какими предприятиями ЛОМО кооперируется сегодня?
- Сейчас наши основные партнеры - Вологодский оптико-механический завод, Пензенский завод точных приборов, выборгский завод "Приборостроитель", Ижевский мотозавод, компания "Аксиома" и многие другие. Однако подавляющее большинство российских предприятий работает на устаревшем оборудовании, поэтому нам приходится все больше обращаться с такими предложениями в страны ближнего и дальнего зарубежья. В последнее время увеличились контакты с Белоруссией, Литвой, Финляндией, Швейцарией и некоторыми другими странами.