НАШ "СОФИТ" В ТУМАНЕ СВЕТИТ...
В ПОНЕДЕЛЬНИК В БДТ ПРИ БОЛЬШОМ СТЕЧЕНИИ ТЕАТРАЛЬНОГО НАРОДА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СЕДЬМОЙ УЖЕ РАЗ СОСТОЯЛОСЬ ВРУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ ПЕТЕРБУРГА
На фоне показанной в минувшую пятницу по ТV нескончаемой, тоскливой, с казенным привкусом церемонии "ТЭФИ-2001" наш "Золотой софит" выглядел вполне достойно. Да и без фона. можно сказать, тоже самое. Первейшее достоинство - процедура не была затянутой. Правда, замечательные актеры Ирина Полянская и Александр Баргман вели ее в стиле иронического междусобойчика, который так симпатично выглядит в их спектакле "Черствые именины", но для высшей театральной премии, пожалуй, мелковат. Тем более что большинство присутствующих в зале означенного спектакля не видели. Зачитывание же длинных цитат из критических статей 1907 года, в которых авторы поносили Комиссаржевскую и Шаляпина, особого впечатления не произвело.
Но это попутные ощущения, не меняющие главного - питерская театральная жизнь достаточно разнообразна и содержательна, есть чему радоваться, есть кого награждать... Никаких особенных "проколов", "ляпов", несообразностей и несправедливостей со стороны судей и экспертов на этот раз не замечено. Протест могут вызывать только какие-то частности, но без этого ни одна конкурсная система не обходится.
Самыми трогательными и волнующими, как и прежде, оказались специальные премии. На этот раз "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга" "Золотыми софитами" были награждены две удивительные женщины, превосходные актрисы - Нина Ургант и Зинаида Шарко. К уникальному вкладу и долголетию можно было бы добавить "за честь и достоинство", "за талант и обаяние", "за женственность и великолепное чувство юмора". Зал приветствовал выдающихся актрис стоя. А потом с восторгом внимал простым, прочувствованным словам Нины Николаевны Ургант и яркому, полному остроумия и самоиронии выступлению Зинаиды Максимовны Шарко.
Две другие специальные награды на первый непрофессиональный взгляд могут показаться странными, для театрального же народа они бесспорны. "За уникальный вклад в развитие петербургской сценографии" лауреатом стал художник-макетчик ТЮЗа Михаил Николаев. Макетчик - это мастеровой и ювелир театрального процесса. Профессия не только уникальная, но и - увы! - вымирающая. А Михаил Николаев к тому же человек из немногочисленного ныне племени театральных подвижников. Другой "специальный" лауреат вообще прямого отношения в театру не имеет. Сергей Спицын - главный врач санатория "Дюны". Но сообщество сценических деятелей вручило ему награду "За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области". Наверное, ни сам доктор и ни один из его пациентов из числа служителей Мельпомены не возьмутся сосчитать, сколько тяжелых профессиональных травм, вывихов, растяжений ликвидировал театральный эскулап за многие годы.
Нынче к букету специальных премий добавилась новая - премия имени Георгия Александровича Товстоногова. И первым ее лауреатом стал выдающийся современный режиссер Петр Фоменко, к которому в Петербурге относятся с особой нежностью и, можно сказать, влюбленностью. Недавние триумфальные гастроли театра "Мастерская Петра Фоменко" у всех еще, как говорится, на слуху.
Что касается традиционных номинаций, то тут редакция "НВ" с удовлетворением отмечает, что многие оценки, данные на страницах нашей газеты, совпали с мнением высокого жюри.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ. "Лучшая работа дирижера". Все прекрасно знают, что эта номинация обречена на единственного лауреата - в седьмой раз им стал Валерий Гергиев. Нынче за спектакли "Сказание о невидимом граде Китеже" и "Щелкунчик" в Мариинском театре. "Лучшим балетным спектаклем" объявлен "Русский Гамлет" в академическом Театре балета в постановке Бориса Эйфмана. "Лучшей работой режиссера" признан спектакль Александра Петрова "Богема" в театре "Зазеркалье". "Золотой софит" за музыкальную сценографию уедет в Нью-Йорк, поскольку им награжден Михаил Шемякин за спектакль "Щелкунчик" в Мариинском театре. Лучшей оперной исполнительницей названа Ольга Сергеева ( партия Февронии в "Сказании о невидимом граде Китеже", Мариинский театр). "Лучшая балетная роль" - образ Императрицы в балете "Русский Гамлет", воплощенный Еленой Кузьминой в академическом Театре балета.
ТЕАТРЫ КУКОЛ. Здесь две номинации. "Лучшим режиссером" стал Игорь Игнатьев, постановщик спектакля "Щелкунчик и Мышиный король" в кукольном Театре сказки. Лучшей признана и художник этого спектакля Анна Игнатьева.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ. "Лучшим спектаклем" на Большой сцене стала "Федра" Григория Дитятковского на сцене БДТ. Исполнительница Федры в этом спектакле Марина Игнатова победила в номинации "Лучшая женская роль". А лучшим художником названа великолепная Марина Азизян, оформившая этот стильный и тонкий спектакль. Среди малоформатных спектаклей пальма первенства отдана постановке Ивана Латышева "Рождество 1942 года, или Письма о Волге" в ТЮЗе. Все участники этого спектакля признаны "Лучшим актерским ансамблем". "Лучшую мужскую роль" сыграл в этом году Владимир Матвеев - исполнитель Каренина в спектакле "Каренин. Анна. Вронский" на сцене Театра Ленсовета.