ПЕРЕВЕДЕМ "ОБОРОНКУ" НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ. ВЯЧЕСЛАВ БЕЗБОРОДОВ, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВБЕЗА РФ

- Объясните, пожалуйста, почему 30 октября в Кремле Совет безопасности обсуждал проблемы оборонно-промышленного комплекса России совместно с президиумом Госсовета.

- Совместное заседание проводится впервые. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - это огромный и чрезвычайно важный сектор экономики страны. Он охватывает более полутора тысяч предприятий, 72 региона России. То есть проблема носит не только федеральный, но и ярко выраженный региональный характер. К совместному заседанию мы шли полгода. Причем разрабатывались сразу два документа: "Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и - под руководством правительства - Федеральная целевая программа реформирования и развития ОПК на 2002 - 2006 гг. Они взаимоувязаны и дополняют друг друга, работа над ними завершена практически одновременно. - Известно, однако, что у губернаторов были разногласия с правительственным вариантом реформы. - Никаких непреодолимых разногласий не было. Например, беспокоил вопрос сохранения налоговой базы при создании крупных интегрированных структур, производящих как военную, так и гражданскую продукцию. Были опасения, что если в Москве, скажем, находится головная компания холдинга, то вся налоговая база будет перекачиваться в столицу. На сегодняшний момент принципиальные решения приняты. Налоговая база сохраняется в регионах, и теперь дело за конкретным механизмом, который все это обеспечит. Второй вопрос касался степени участия регионов в управлении оборонными предприятиями. По 71-й статье Конституции РФ, оборона и оборонное производство относятся к ведению Российской Федерации. Но существует норма, предусмотренная ранее и подтвержденная сейчас, по которой субъекты РФ могут владеть частью акций оборонных предприятий, не превышающей контрольного пакета. Сегодня эти вопросы сняты. - Формально реформа сводится к укрупнению - из 1700 предприятий в итоге должна остаться половина. - Крупному предприятию легче обеспечить и качество продукции, и маркетинг, легче выйти на внешний рынок, решить социальные вопросы. Однако этот процесс не одного дня и даже года. Так, чтобы половину предприятий отрезали и пошли отдыхать, - не будет. - А как же люди, которые в результате укрупнения могут оказаться без работы? - Насильно никого в интегрированные структуры загонять не будут. Часть казенных предприятий останется самостоятельной. Химические, боеприпасные производства могут остаться вне всяких холдингов. В целевой программе предусмотрен целый ряд социальных мероприятий. В частности, если какое-то предприятие будет ликвидировано как оборонное, это вовсе не означает, что оно будет ликвидировано совсем. Оно может перепрофилироваться на гражданскую продукцию. При этом ни одна перспективная технология, имеющаяся у этого предприятия, не должна пропасть. - При перепрофилировании предприятий возникает проблема конкурентоспособности нашей продукции на мировых рынках. Как ее планируется решать? - Наши космические, авиационные технологии ничуть не хуже американских. Нашим боевым самолетам, например, завидуют все. При этом доля оборонного заказа не всегда является решающей для предприятия. Примерно половина продукции ОПК - гражданская. Сегодня ОПК составляет основу высокотехнологического сектора российской экономики. В конечном итоге это превращает наше государство из страны - поставщика ресурсов в современную высокотехнологическую державу. 100 процентов всей авиакосмической техники производит "оборонка", в судостроении 90 процентов продукции выходит из оборонных предприятий. Многие наукоемкие производства - это оборонная промышленность. Это не означает, однако, милитаризации нашей экономики. Наоборот, идет обратный процесс - масштабное вовлечение оборонной промышленности в гражданский сектор экономики.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.