КАБИНЕТ КАМЕЙНОЙ ЛИХОРАДКИ

В Эрмитаже открылась выставка камей из некогда знаменитого Кабинета герцога Орлеанского.

Точнее, герцогов Орлеанских, потому что коллекция собиралась несколькими поколениями французских принцев и принцесс. Постепенно в нее вливались отдельные камеи и целые собрания. Она становилась все более ценной и известной. А в 1787 году коллекцию приобрела российская императрица, и тысяча четыреста шестьдесят гемм (драгоценных и полудрагоценных камней, украшенных миниатюрной резьбой) поселились в Эрмитаже. В свою очередь и они стали частью более крупного собрания - коллекции Екатерины Великой. Но сегодня сотрудники музея решили восстановить справедливость. На выставке в Золотой гостиной они собрали лучшую треть знаменитого Кабинета герцога Орлеанского. И теперь мы можем отдать должное вкусу его собирателей. Тем более что каждая самостоятельная коллекция, влившаяся в него в то или иное время, выделена особым цветом. Две старинные инталии (геммы с углубленным изображением, чаще всего использовавшиеся как печати) попали во Францию (а затем в Россию) из старинного собрания Лоренцо Медичи. Еще две из коллекции Питера Пауля Рубенса. А создателем будущего ядра Кабинета был пфальцграф Палатинский по имени Отто-Генрих - просвещенный меценат, попечитель всеми уважаемого Гейдельбергского университета и хозяин Гейдельбергского замка, развалины которого до сих пор привлекают туристов и любителей романтики. Каждый их тех, кто дополнял собрание, делал это, руководствуясь своим личным вкусом и пристрастиями своего времени. Кто-то предпочитал античные геммы, кто-то любил драгоценные безделушки эпохи Ренессанса. Ученые вели глубокомысленные споры о возрасте того или иного перстня или медальона. А любители наслаждались красотой камня - то чистого, как капля воды, то сияющего, как лунный луч, то бездонного, как море. Выставленные в специально подсвеченных витринах геммы и сегодня завораживают своих гостей, как несведущих, так и многоумных. Одни рассуждают о тонкости работы и высоте рельефа. Другие удивляются разнообразию камней, использовавшихся мастерами, - рядом с привычным сардониксом здесь мерцают аметисты и сапфиры. Оникс (его легко узнать по довольно четко выраженным слоям - белым и полупрозрачным) соседствует с кораллом и бирюзой. Неожиданными покажутся нам, дилетантам, и сюжеты. Кроме привычных античных богов и героев, резчики, оказывается, изображали вполне земных средневековых королей, сцены из Евангелия и Ветхого Завета. Свою страсть к резным камням Екатерина II именовала "камейной болезнью" и сетовала на то, что хворь эта заразна. Здесь, на выставке в Золотой гостиной, невольно начинаешь понимать императрицу и ощущаешь первые признаки камейной лихорадки. Счастье еще, что собирательство резных камней в наше время доступно немногим. Ведь иначе эпидемия захлестнула бы город.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.