РУССКИЙ ПОРТРЕТ НА РУБЕЖЕ XIX И XX СТОЛЕТИЙ

Государственный Русский музей готовит монографическую выставку отечественного портрета ХХ века. Она является первой в стране попыткой подвести итоги развития этого жанра, одного из самых значительных явлений русской культуры ушедшего столетия.

В портрете многообразно и ярко отразилась история духовных поисков нескольких поколений наших соотечественников. Многие из этих произведений обогатили золотой фонд отечественного и мирового искусства, а целый ряд картин Серова, нестеровский портрет дочери художника, "Портрет Анны Ахматовой" Альтмана, "Девушка в футболке" Самохвалова стали элементами национальной памяти русских людей. Портрет ХХ века запечатлел облик свидетелей и участников бурных социальных катаклизмов, в течение всего столетия сотрясавших наше Отечество. В ряду имен авторов этих уникальных художественных и историко-культурных документов прошлого страны с великими Ильей Репиным, Василием Суриковым, Валентином Серовым заслуженно соседствуют Михаил Нестеров и Константин Сомов, Александр Головин и Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова и Борис Григорьев, а также множество мастеров советской поры - Сергей Герасимов, Владимир Лебедев, Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Павел Корин, Роберт Фальк, Виктор Орешников, Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Валерий Ватенин, Андрей Яковлев, Татьяна Назаренко, Валерий Лукка и другие. Во всех видах искусства ХХ век был отмечен напряженными поисками новых средств выразительности, революционным разрывом с вековыми традициями образного постижения мира, ломкой художественного сознания и формированием нового мышления. В этой культурной ситуации портретисты России достойно пронесли эстафету великого искусства портрета второй половины ХIХ века с его демократизмом и обостренным вниманием к духовной сфере жизни человека. Эпоха "русского культурного Ренессанса" (Н. А. Бердяев) начала ХХ столетия в портретном жанре, как никогда ранее, отличалась яркостью и разнообразием исканий. Одновременно с переживающим свою эволюцию реализмом получают развитие тенденции импрессионизма, модерна и символизма, порой сложно и прихотливо преломляющиеся в творчестве одного и того же мастера. В конце 1900-х формируются мощные неоклассическое и авангардное направления. Традиционно портрет занимал видное место как в творчестве мастеров, близких салонно-академическому направлению (Н. Н. Беккер, Д. И. Киплик), так и членов Товарищества передвижников (Н. А. Касаткин, В. Е. Маковский, Н. П. Богданов-Бельский) с их постоянным вниманием к этическим проблемам и интересом к крестьянству и передовой интеллигенции. Смещение внимания к жанру портрета в эти годы наблюдается в творчестве исторического живописца В. И. Сурикова со свойственным ему особым, сквозь призму истории и традиций народной жизни, восприятием мира человеческой души. В первые полтора десятилетия века по-прежнему активно работал И. Е. Репин, в 1903 году создавший грандиозное полотно "Торжественное заседание Государственного совета России", отмеченный блеском кисти и остротой характеристик групповой портрет высших сановников страны во главе с императором Николаем II. Все самое интересное и свежее, что было в России тех лет, собирали на своих выставках объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. В 1900-е годы здесь первенствовали остропсихологические портреты В. А. Серова - изображения представителей творческой интеллигенции, древней русской аристократии и промышленной буржуазии, детей. В дни революции 1905 - 1907 годов актуальность обрели его героизированные портреты Шаляпина и Ермоловой, отразившие свойственную части русского общества жажду гражданской свободы и перемен. Под кистью художника новую жизнь, созвучную времени, получил парадный портрет. Высокоинтеллектуальная среда "Мира искусства" дала плеяду талантливых портретистов (К. А. Сомов, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев), чьи "многомерные" по характеристикам, порой окрашенные нотами ретроспективности автопортреты, изображения поэтов, художников, музыкантов, актеров, меценатов, прекрасных женщин и детей запечатлели облик творцов и современников Серебряного века отечественной культуры. 1900-е годы отмечены замечательными образцами символистского портрета М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и их духовных учеников - П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, К. С. Петрова-Водкина. Полные "неясных намеков" и метафорических уподоблений, претендующие на "выявление духовных глубин", их создания строятся на музыкальном ритме цвета и форм. Импрессионистические портреты И. Е. Репина, О. Э. Браза, К. А. Коровина, С. В. Малютина, М. Ф. Шемякина, Н. И. Фешина во всей непосредственности сохранили для вечности облик людей тех дней. Импрессионисты утверждали красоту и эстетическую ценность повседневной реальности с присущей ей постоянной изменчивостью, богатством красок. Их наблюдательный глаз умело выхватывал характерное в преходящих моментах непрерывного течения жизни. Свойственные импрессионизму асимметричные композиции, смелые срезы форм, ракурсы использовал в своих холстах Ф. А. Малявин, подчеркивая напряженную застылость выразительных лиц своих лихих, склонных к бунту героинь-крестьянок. Для части молодежи тех лет (Е. Г. Гуро, М. В. Матюшин) импрессионизм был средством освобождения от академической рутины, этапом на пути к авангарду. В конце 1900-х портреты постоянно писали художники раннего авангарда на стадии неопримитивизма (Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, Д. Д. Бурлюк), отрицая "ученое" искусство профессионалов, черпавшие вдохновение для своих экспрессивных холстов в острой выразительности лубка, резных игрушек, в росписях подносов и вывесок. Конструктивная, опирающаяся на строгую логику живопись П. Сезанна, вновь открытая культура русской провинции, "низовое" искусство площадей и балаганов стимулировали в 1910-х годах поиски членов общества "Бубновый валет" П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Р. Р. Фалька, А. А. Осмеркина, писавших то серьезные, полные характерности изображения погруженных в раздумье людей, то озорные пародии на светский парадный портрет. На одной из стадий своей эволюции молодым художникам оказался близок В. И. Суриков, автор холста "Человек с больной рукой", мудрого по постижению человеческих глубин, по точной цветовой характеристике, по экономной кладке краски. Портрет изредка увлекал живописцев и на стадии кубо-футуризма (К. С. Малевич, Л. С. Попова, И. А. Пуни), но новейшее искусство не знало деления на жанры, "портреты" мало чем отличались от "натюрмортов" и композиций "без названия". Важное место занял портрет в неоклассицизме, с конца 1900-х годов пронизавшем своими идеями архитектуру, изобразительное и прикладное искусство. Полны величавой гармонии и покоя, сознания красоты и разумности бытия отмеченные интересом к проблемам "большого стиля" работы З. Е. Серебряковой, К. А. Сомова, Б. М. Кустодиева, О. Л. Делла-Вос-Кардовской, вдохновленные наследием А. Г. Венецианова. В искусстве музеев черпал вдохновение и В. И. Шухаев, автор "Портрета жены художника", искусной стилизации в духе эпохи немецкого Возрождения. Неповторимая атмосфера жизни Петербурга времен Первой мировой войны и кануна революции со свойственным ей предчувствием грядущих катастроф, своеобразным "театроцентризмом", с популярными поэтическими вечерами и диспутами, вновь открывающимися артистическими кафе породила ряд выдающихся произведений Б. Д. Григорьева ("Портрет В. Э. Мейерхольда"), Н. И. Альтмана ("Портрет А. А. Ахматовой"), А. Е. Яковлева ("Скрипач"), Ю. П. Анненкова ("Портрет М. Шерлинга"), холст "Автопортреты (Арлекин и Пьеро)" А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева, в стилистике которых сложно преломлены черты неоклассицизма, "многосмысленность" символизма и экспрессивность авангардных поисков.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.