ВЛАСОВА ОСТАВИЛИ ПРЕДАТЕЛЕМ
Вчера была поставлена точка в одной из самых противоречивых глав Великой Отечественной войны. Военная коллегия Верховного суда РФ удовлетворила протест главного военного прокурора и оставила в силе приговор в отношении генерала Андрея Власова.
Генерал Власов уже в начале войны был фигурой знаменитой. Ему едва исполнилось 42 года, когда он командовал 2-й армией при контрнаступлении советских войск под Москвой. Вскоре он был назначен заместителем командующего Волховским фронтом, которому предстояло прорвать ленинградскую блокаду. В результате ожесточенных боев 2-я ударная оказалась в окружении. Бои продолжались до конца июля, а в начале августа Андрей Власов и остатки его армии попали в плен. Разные источники свидетельствуют о пленении власовцев по-разному, но практически все утверждают, что генерал принял решение сдаться гитлеровцам добровольно. Власов был задержан сотрудниками СМЕРШа в мае 1945 года в районе Карлсбада при попытке перейти в американскую оккупационную зону.
Генерал Андрей Власов и еще 12 офицеров были осуждены за добровольный переход на сторону немецко-фашистских войск и создание Русской освободительной армии, которая действовала на стороне оккупантов. Кроме того, они были обвинены в деятельности по свержению советского строя и попытке установления на территории Советского Союза профашистского государства. 12 офицеров в августе 1946 года были приговорены Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни через повешение с конфискацией имущества и лишением воинских званий. Приговор был приведен в исполнение 1 ноября 1946 года.
В 1991 году встал вопрос о законности осуждения генерала Власова - в суд обратились активисты общероссийского движения "За веру и отечество". Главная военная прокуратура, в свою очередь, направила протест в Верховный суд России. Так совпало, что решение Военной коллегии Верховного суда - "реабилитации не подлежит" - было вынесено ровно 55 лет спустя после казни генерала. В то же время было отменено обвинение по статье 58.10 УК РСФСР, которое предусматривает ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду. В настоящее время это уже не может считаться преступлением.