КАК ОСВОИТЬ "МУСОРНЫЕ КОПИ"?
...Для начала - чисто бытовые впечатления. Довелось освобождать кухню от избытка скопившейся за полгода стеклотары. По этому поводу притащились с сумками в приемный пункт. Как будто восставший из праха советских времен - с кисловатым запахом, с бомжами, с ломаными ящиками в "предбаннике".
Но и нечто новое там обнаружилось - помимо стеклянной оборотной тары там, судя по объявлению, принимались алюминиевые банки из-под пива и джин-тоников, макулатура (бумага и картон), а также - отдельное предложение - на вес "аккумуляторы без электролитов". Контрастировал со всей атмосферой заведения приемщик несколько высокомерного вида с пейджером на поясе.
Уже писала в "НВ" о том, как меня замучила куча мусора, выброшенного соседями прямо перед моим окном. И о том, как основную роль в ликвидации этой кучи выполнили не жилищно-коммунальные службы, а окрестные бомжи - они растащили тряпки, куски фанеры, металлический ржавый хлам, рухлядь, когда-то бывшую мебелью, и все прочее в течение двух дней и без применения технических средств.
А не так давно знакомый депутат самоуправления рассказал о том, как в его квартале появился некий пункт приема разнообразного утиля, куда круглые сутки, в том числе и ночью, наведывались опять же бомжи, угнетая проживающих рядом людей ароматами и звуками. Выяснилось, что таинственным образом открытие этой точки не было согласовано ни с СЭС, ни с пожарными, ни с прочими положенными инстанциями, поэтому удалось ликвидировать беспокоящую жителей контору...
Что ж, выходит, если всякий хлам (с бутылками-то все понятно) собирают и где-то его принимают за деньги, "значит, это кому-нибудь нужно"?
МЕСТОРОЖДЕНИЕ НА ПОВЕРХНОСТИ
После того как в нашей газете была опубликована беседа с Леонидом Вайсбергом, председателем совета директоров АО "Механобр-Техника", многие спрашивали: почему же проблема городского мусора представляется почти неразрешимой - ведь оказалось, что существуют отечественные разработки, позволяющие перерабатывать отходы жизнедеятельности большого города, причем так, что эта переработка не просто малозатратна, но и позволяет производить из этого самого мусора всевозможную полезную продукцию?
Напомним и уточним подробнее, что было кратко изложено в том материале. В свое время, когда был спад производства, технологии, применявшиеся в металлургии, в горнорудном деле, специалисты из "Механобра" сначала применили к переработке промышленных отходов и быстро заняли лидерские позиции. Потом подумали: а не взяться ли за отходы бытовые, попросту за мусор? Исходили из своего рода философии, которую вкратце можно изложить следующим образом. При разработке природных месторождений в итоге добываются некие проценты чистого металла или иного материала. Если отнестись к городскому мусору как к месторождению, для разработки которого к тому же не приходится копать скважины и рудники, - то целью утилизации этого мусора становится не только экологическая безопасность, чистота и эстетика, но и извлечение прибыли.
"Сжигать мусор - все равно, что жечь деньги", - любят повторять сотрудники "Механобра". И растолковывают эту мысль с помощью цифр и примеров. Доктор технических наук Василий Арсентьев, которого здесь называют идеологом современных технологий переработки бытовых отходов, один из руководителей группы, занимающейся этой "прозой", рассказывает:
- Нынешний мусор и тот, который был 30 лет назад, - это абсолютно разные вещи. Раньше это были в основном тряпки, пищевые отходы, старая обувь и так далее. Сейчас 30 процентов составляет бумага, 15 процентов - пластик, 4 - 5 процентов - металл, до 2 - 3 процентов - цветные металлы. Для сравнения - комбинат "Печенганикель" из медноникелевой руды извлекает меди и никеля вместе 0,6 - 0,8 процента... Итак, бумага. Из нее можно фактически делать чистую целлюлозу. Пластики вот все эти бутылки из-под лимонада. Они легко перерабатываются в лавсановое волокно, используемое в технике. Или делается крошка, которую купят по 200 - 300 долларов за тонну. Так называемая крошка ПЭТ (полиэтилентерефталат). Полиэтиленовая пленка, полистирол... Есть международная биржа вторичного сырья, все то, что мы называем мусором, покупается, перерабатывается и идет в дело. Вторичный алюминий - то есть те самые банки из-под джин-тоника - идет по 1200 долларов за тонну.
...На "Механобр-Технике" гостям (среди которых были в разное время и иностранные бизнесмены, и депутаты всех уровней, и представители городских властей, включая губернатора Петербурга) могут продемонстрировать самые разнообразные агрегаты - дробилки, сепараторы. Они могут сортировать пластмассу по разным видам, измельчать старые автомобильные покрышки и делать из них нормальную сырую резину. Каждые четыре года удваивается количество отходов электроники - сломанных игровых автоматов, компьютерных плат, телевизоров и т. д., - разработана технологическая линия, которая после превращения этих отходов в нечто вроде разноцветной крошки отделяет металлы от пластика. Бой стекла перерабатывается в сельскохозяйственные удобрения. Из бумаги производится целлюлоза, эковата, утеплители. Ломанные железобетонные плиты превращаются в щебенку (соответственно, металл тоже отделяется). За рубежом одна из машин "Механобра" получила имя "Катюша". Кстати, когда наши железнодорожные начальники катались по Японии, они обратили внимание на насыпи, где щебень представлял собой практически одинаковые правильные кубики. Они поинтересовались, где такое делают. И выяснилось, что эту технологию японцы приобрели у "Механобра".
СТАРЫЙ ЛОЗУНГ: "ОТХОДЫ - В ДОХОДЫ"
В настоящее время одна из установок, разработанных специалистами "Механобра", без оплаты передана для испытаний на мусороперерабатывающий завод (МПБО-2). Смысл не в рекламной кампании. Дело в том, что сейчас город стоит на пороге принятия достаточно ответственных стратегических решений в вопросах, касающихся "мусорной" политики.
Как известно, в городе существуют два современных мусороперерабатывающих предприятия: МПБО-1, возглавляемое Юрием Лихачевым, и МПБО-2 под руководством Константина Маловичко - первый завод на юге города, второй на востоке. Собственно говоря, идея создания таких предприятий возникла давно - как раз лет 30 назад, когда основу бытового мусора составляли, как было сказано выше, тряпки и старые башмаки. С тех пор многое изменилось. С одной стороны, резко увеличилось количество - развитие цивилизации и прогресс всегда чреваты увеличением отходов жизнедеятельности. С другой стороны (напомним слова Арсентьева), морфологический состав "месторождений" изменился в пользу увеличения процента "полезных ископаемых". А в-третьих, проблема утилизации буквально вопиет - стихийно возникающие несанкционированные свалки и вполне легальные монбланы мусора (обиталище и кормилище многочисленных и не раз здесь помянутых бомжей) не способствуют экологическому благополучию города.
По мнению специалистов из "Механобра", существующие заводы работают на вполне современном уровне. Не подлежит сомнению необходимость строительства еще как минимум одного такого предприятия на севере города. Но...
В благополучной Европе утилизация (заключающаяся в основном в сжигании) одной тонны мусора стоит около полутора сотен евро, или, как мы еще пока привычно считаем, чуть больше сотни долларов. Петербургские заводы получают от городского бюджета за ту же тонну около трех долларов. Эта разница связана вот с чем: сжигание, сопровождаемое выделением ядовитых диоксинов, влечет за собой необходимость очищать выбросы в атмосферу и гидросистему. А это стоит дорого. Городской бюджет не может позволить себе таких расходов. Хотя, если бы выплаты увеличить хотя бы на пару долларов, заводы получили бы возможность развития производства - они могли бы не просто выполнять свою задачу очистки города, но и получать прибыль, используя возможности, предоставляемые нашими же разработчиками.
По большому счету, прежде чем строить новый завод на севере города, стоило бы, наверное, подумать, каким именно он будет. Сейчас те, кто принимает решения, предпочитают ездить за опытом куда-нибудь в Европу. А тем временем развитые в технологическом отношении страны, в частности Израиль, заказывают проект по мусоропереработке в "Механобр-Технике". При этом парадоксальная особенность психологии ответственных лиц: побывав на том же "Механобре", все восхищаются отечественными технологиями, преисполняются гордостью за державу, мечтают о том "клондайке", который мы можем открыть у себя...
И опять вернемся к нашим бомжам. Между прочим, именно эти непрезентабельные личности чуть ли не первые сообразили, что мусор может быть даже источником средств к существованию. И - как знать, может быть, когда-нибудь кто-нибудь очень скоро сообразит это же (но на ином, более благоуханном уровне): допустим. В каждом муниципалитете вместо помоек появятся небольшие (или даже передвижные) установки, поглощающие всю ту дрянь, которую мы выносим из своих квартир в мусорных ведрах. А взамен - пластиковая крошка, целлюлоза, цветные, черные и даже редкоземельные металлы, которые можно выгодно продать и употребить на пользу муниципалитета... Неплохая мечта, а?
Но "тысячи тонн словесной руды" (по Маяковскому) до сих пор тратятся "единого слова ради", которое пока еще не прозвучало.
Из концепции переработки твердых бытовых отходов (ТБО) в Санкт-Петербурге, разработанной в "Механобр-технике":
Сложность... заключается в том, что, с одной стороны бытовая культура населения находится на уровне XIX века, а требования к экологическим и экономическим аспектам технологии переработки ТБО должны отвечать требованиям XXI века.
По мнению специалистов, будущее за такими способами обезвреживания и переработки ТБО, которые гармонично взаимодействуют с экологическим циклом.
Механобиологическая технология становится все более популярной, особенно в Германии, и суть ее заключается в следующем:
- из ТБО удаляется и сортируется деловая часть отходов (металлы, пластики, стекло, бумага и т. д.);
- оставшаяся часть ТБО, содержащая пищевые и другие органические отходы подвергается биологической переработке с получением компостов;
- выделенные деловые отходы реализуются переработчикам вторичного сырья;
- получаемые компосты используются для повышения урожайности сельхозрастений, либо для рекультивации земель.
В случае отсутствия спроса на использование компоста для сельского хозяйства, компосты могут использоваться как бытовое топливо или складироваться на полигонах, где они занимают гораздо меньше места и не представляют биологической опасности.