СМЕРТЕЛЬНЫЙ ТАРАН
Часы идут, а "скорая" не едет. Уходят минуты боли, отчаяния, беспомощности, уходят драгоценные мгновения, когда кого-то можно было спасти, удержать на роковой грани, вернуть в жизнь. "Скорой" нет. Нет подолгу, иногда - по несколько часов, которые для больного могут превратиться в бесконечную пытку. И называют ее в сердцах и "белой смертью", и "труповозом", не зная, что очень часто вовсе не на врачах "скорой помощи" лежит вина за это долгое томительное ожидание.
И дело не в том, что каждой из дежурных бригад за сутки приходится отрабатывать по 15 - 20 вызовов. На каждый из таких вызовов еще надо доехать, а потом, забрав больного, добраться до ближайшего стационара. И все это - по нашим до отказа забитым транспортом питерским дорогам.
Здесь - главная беда. Пусть правила обязывают при появлении машин со спецсигналами мгновенно уступать дорогу (пункт 3.2) - в час пик, когда нервы на пределе и в любой просвет в транспортном потоке мгновенно устремляется несколько машин, мало кто из водителей этим правилам следует. Свое время дороже, "скорая" может и подождать. При подобном "партнерстве на дорогах" недалеко и до аварий, о чем свидетельствует упрямая статистика: только за девять месяцев этого года произошло 79 ДТП с машинами медпомощи.
Причем иногда с трагическим исходом - как для больного, так и для дежурной бригады. Так, 29 октября, около часа ночи, когда бригада с тринадцатой подстанции пыталась экстренно доставить в Александровскую больницу находящегося в критическом состоянии 44-летнего больного Цветкова, карету на приличной скорости протаранили "Жигули", скрывшиеся с места происшествия. Последствия - больной скончался на месте, а для дежурной бригады, врача и двух фельдшеров тоже пришлось вызывать "скорую" - при ударе они кроме сотрясения мозга получили болевой шок.
Произошло это в тот момент, когда "скорая" из дворового проезда выезжала на проспект Ударников. И водитель "Жигулей" просто не мог не заметить ее проблесковых маячков, не слышать воя включенной сирены. Конечно, впоследствии, когда горе-водилу все-таки нашли сотрудники ГИБДД, оказалось, что в его автомобиле были неисправны тормоза. Но ведь проспект Ударников в это время суток - магистраль весьма пустынная, и карету "скорой помощи" легко было объехать, даже не снижая скорости, или хотя бы попытаться это сделать.
А не далее как за пять месяцев до этого, 4 июня, около четверти девятого утра, возле дома № 16 по Песочной набережной произошло еще одно подобное тяжелое ДТП - водитель УАЗа, делая двойной обгон, выскочил на встречную полосу движения и на полной скорости, лоб в лоб столкнулся со "скорой помощью". На этот раз больного в салоне не было - медики еще только спешили на вызов, причем, как и положено, с включенными спецсигналами. Но серьезно пострадал водитель, получивший переломы ребер с пневмотораксом (это когда обломки ребер пропарывают легкие), травмы получил также и сидевший рядом врач. Да и материальный ущерб оказался немалым - спецавтомобиль стоимостью более трехсот тысяч рублей после столкновения восстановлению уже не подлежал и годился разве что на запчасти.
Здесь описаны только два из многочисленных ДТП со "скорой". И, что самое грустное, виновными в подобных происшествиях далеко не всегда признаются водители тех транспортных средств, которые нарушили вышеупомянутый пункт правил за номером 3.2. Ведь кроме него существует еще пункт за номером 3.1. И вот он-то, наделяя водителя спецтранспорта приоритетным правом проезда и правом в особых случаях отступать от ПДД, тем не менее ограничивает его еще и обязанностью обеспечивать при этом безопасность дорожного движения. Кстати, подобное положение существует только у нас в стране, а в цивилизованной Европе, на которую мы так любим кивать, нигде такого противоречия не наблюдается. И там любое столкновение с автомобилем с включенными спецсигналами влечет исключительно ответственность того водителя, который или пренебрег этими сигналами, или их не заметил.
Из упомянутых 79 случаев ДТП в 36 виновными были признаны именно водители "скорой помощи". А это, помимо всего прочего, влечет еще и немалые выплаты в пользу тех, кто будет признан по суду пострадавшим. И не только со счетов предприятия, но и из весьма тощего водительского кармана - получают-то они всего по 2,5 - 4 тысячи рублей в месяц, и то работая на полторы ставки каждый. Отсюда становится понятным, почему на автобазе "скорой и неотложки" водительский штат укомплектован сейчас едва-едва на 50%. И если за месяц здесь принимают на работу по 5 - 6 человек, то увольняется за тот же срок, как правило, еще больше.
Вот только больным, чья единственная надежда воплощается в белой машине с красным крестом, нет дела до пунктов правил и юридических тонкостей. Им нужна помощь, им хочется жить, как и всем остальным, кто спешит сегодня с неотложными делами по петербургским дорогам. И как бы ни были важны эти дела, о каких бы деньгах ни шла речь, они не стоят человеческой жизни. Едет "скорая" - расступитесь. Это святое, это наш способ самосохранения.