КОНКУРСОВ ОБЕЩАНИЙ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
Виталий Артюхов, министр природных ресурсов РФ: В России осталось немного тех хорошо изученных участков недр, которые можно предоставить для добычи полезных ископаемых. И поэтому недра должны быть либо в разработке, либо в Госфонде, но не в резерве корпораций, считает министр природных ресурсов России Виталий Артюхов. В интервью "НВ" руководитель одного из самых динамично развивающихся министерств рассказал о принципах и планах работы своего ведомства.
- Виталий Георгиевич, уже более четырех месяцев прошло со дня вашего представления коллективу Министерства природных ресурсов в качестве министра. Что вы считаете главным результатом в своей работе на новой должности?
- Президент и руководство правительства поставили передо мной конкретные задачи, направленные на укрепление государственного порядка в природопользовании и, конечно, в интересах экономической и экологической безопасности страны. Думаю, что события и факты последних месяцев показывают, что по этому ключевому направлению произошли заметные сдвиги: постараюсь доказать это, как говорят, по пунктам.
Ведется полная инвентаризация исполнения лицензионных требований. Налажена предельно открытая и четкая процедура рассмотрения вопросов выдачи и отзыва разрешительных документов.
Началась апробация нового пакета подзаконных актов, регламентирующих взаимоотношения государства и бизнеса в сфере природопользования.
Подготовлен и находится в процессе согласований законопроект по вопросам лицензирования, а также изменений и дополнений в базовые законы, включая закон "О недрах".
Развернута активная целенаправленная работа с администрациями субъектов Российской Федерации.
Налажена вертикаль четкого административного руководства территориальными органами министерства.
Вместе с профессиональным сообществом геологов мы приступили к выработке принципиально новых институциональных и экономических основ геологического изучения недр.
Для эффективного решения этих задач уже сформирована новая структура министерства, значительно обновлена команда руководителей высшего и среднего звена. Заново выстроен бюджетно-финансовый механизм по всей отраслевой вертикали, уточнены и расширены полномочия и сферы ответственности государственных служб, входящих в состав министерства. И это - далеко не все...
- Минприроды восстановило выдачу лицензий на недра. Какие крупные конкурсы (или аукционы) на право пользования недрами должны пройти до конца года?
- В нераспределенном фонде недр остается сегодня совсем немного участков, прошедших стадию геологического изучения. Поэтому все эксплуатационные лицензии будут теперь выдаваться исключительно на основе тщательно подготовленных перечней и программ лицензирования. Здесь реализуется очевидный принцип: месторождение должно быть либо в разработке, либо в Госфонде, но не в резерве корпорации!
Такой подход характерен не только для России. Буквально тот же принцип освоения своего нефтяного сектора в Северном море применило на днях правительство Великобритании.
Стандартная процедура формирования и утверждения программ лицензирования, а затем и проведения конкурсов (аукционов) занимает в среднем больше двух месяцев. Так что в текущем году крупные лицензионные участки на конкурсы выставляться не будут. Соответствующая программа на 2002 год появится к концу декабря.
- Планы МПР России относительно крупнейшего в Евразии золоторудного месторождения Сухой Лог - будет ли по этому объекту объявлен конкурс или аукцион?
- Уточню: золоторудное месторождение Сухой Лог является крупнейшим в мире. Его разведанные запасы составляют 1029 тонн при содержании золота в руде 2,7 грамма на тонну. Геологическая информация по этому месторождению весьма основательная. Реальные сроки освоения и темпы добычи специалистам понятны. Так что "конкурсы обещаний" здесь неуместны. Права на пользование недрами этого месторождения будут выставлены на аукцион, скорее всего, в программе лицензирования на 2002 год.
Дискуссия же о проведении аукционов на право пользования недрами, разгоревшаяся после конкурса на перспективные участки Вала Гамбурцева, все еще не завершилась.
- Каким образом МПР России будет делать выбор: проводить в конкретном случае аукцион или конкурс?
- По всем объектам, по которым ясны и геологические обстоятельства, и бизнес-перспективы, будут проводиться аукционы. В более сложных и экономически рискованных ситуациях будут проводиться конкурсы. Но во всех случаях они не станут "конкурсами обещаний"! За каждым обязательством компании будут стоять конкретные банковские и страховые гарантии, так же как и будут определены четкие границы применимости административных санкций.
- Каждую неделю в министерстве проходят заседания внутриведомственной комиссии по недропользованию. В том случае, когда комиссия принимает решение о необходимости отозвать ту или иную лицензию, местные власти зачастую задерживают принятие реальных мер. Существует ли механизм реализации решений комиссии на практике?
- Отмечу, что отзыв лицензии не является самоцелью для экспертных комиссий, работающих в министерстве. Нам куда важнее заставить недропользователя неукоснительно соблюдать лицензионные требования.
За последние два месяца было принято всего 25 рекомендаций на отзыв лицензий. Образно говоря, по всем этим 25 лицензиям "первый федеральный ключ" в замке уже повернулся. Одновременно мы послали свои запросы в субъекты Российской Федерации с предложением применить "второй ключ", местный. Полагаю, что в большинстве случаев администрации на местах с нами согласятся. В случае же принципиального несогласия с решением министерства остается единственный способ - обращаться в судебные инстанции.