МЫ И В ЛЮТЫЙ МОРОЗ ВЫЖИВЕМ - УВЕРЕНЫ ВЫХОДЦЫ ИЗ АФРИКИ, ОБОСНОВАВШИЕСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ
...Он был нескладен, долговяз, любил лермонтовского "Героя нашего времени", передачу "Международная панорама" и игру с друзьями в шахматы. В его аспирантскую двухместку, в общагу, приходила полногрудая студентка мясомолочного техникума, и оба ждали, когда сосед отчалит пить водку на соседний этаж. Однажды к нему неожиданно прилетела красивая венгерка Мария, неверная жена будапештского архитектора, строившего пансионаты и санатории для венгерской партийной знати.
Мария плакала, застав в комнате мясомолочную красотку... Он носил массивные очки, несуразную ушанку и куртку с собственноручно пришитой на рукав эмблемой, с надписью: Black is beautiful. Родом он был из Судана и черен как смола. Как сам объяснял, аппликацию сделал в знак протеста.
Мы и в лютый мороз выживем
ГДЕ ОН - КОНГОЛЕЗЕЦ ДЖОН?
Я не знаю, где сейчас Бушра: в своем ли Судане, уцелевший после каких-то тамошних переворотов, в европейской ли стране. Не в России - наверняка: и двадцать лет назад он уже был не очень юн, с физической подготовкой и внешними данными, далеко не достаточными для того, чтобы грузить овощи в гастрономе или выступать в мужском стриптизе. Я не знаю, где сейчас микроскопических размеров блондинка Анька, чьи двое детишек-мулатиков шастали по всем комнатам общаги, были всегда накормлены хотя бы жареной картошкой. Возможно, Анька и ее муж, конголезец Джон, перебрались во Францию - брат Джона был хирургом в Париже. Где марокканка (имени уже не помню), которая по наивности купила в промтоварном магазине розовые советские длинные панталоны с начесом и ходила в них на людях, искренне полагая, что это модные короткие рейтузы...
Вспомнила я этих ребят после того, как от "Гражданского контроля" узнала, что в последнее время в нашем городе обострилась ситуация с иностранными, в первую очередь африканскими, студентами: случаи избиений, угроз, запугиваний со стороны так называемых бритоголовых пока, к счастью, не превращаются в массовые погромы, но их число неуклонно растет.
В 1999 году в городе возникла необычная общественная организация. В нашей редакции висит до сих пор плакатик: колоритный африканец в экзотическом головном уборе и подпись: "Африканское единство". Задачи, типичные для национальных сообществ и землячеств: защита интересов соотечественников, решение возникающих внутри сообщества проблем. Кроме того, активисты стали собирать информацию о нехороших инцидентах, устроенных некоторыми земляками, - наркотики ли, уголовные ли дела или нелады с миграционными службами. Если кто-то подлежит отправке на родину - ему могут помочь купить билет. Сидит человек в тюрьме - заключенному кто-то должен передачи носить. Новая организация завязала международные контакты, участвует в конференциях - ведь проблема "белых" и "черных" существует не только в России, а во вполне цивилизованных государствах.
Генеральный секретарь (так здесь называют лидера организации) "Африканского единства" Дезире Деффо (родом камерунец, по специальности гидролог) убежден, что именно после того, как африканские гости Петербурга обрели общественную структуру, произошло обострение агрессии по отношению к ним. Дезире убежден, что это не случайность, а (с большой долей вероятности) можно предположить, что у агрессивных молодежных групп есть организаторы или по крайней мере идейные вдохновители. "Когда у нас возникли серьезные опасения, мы провели опрос среди петербуржцев, чтобы выявить настроения. Результаты насторожили. Частая мотивация неприязни - мы, мол, не хотим, чтобы в России жили иностранцы. Мы самые заметные иностранцы - такой цвет кожи. Но дело, по-моему, не только в этом: ситуация страшнее, и не только для нас, а для вас самих".
БИТВА НА ПРОЛЕТАРСКОЙ
На Пролетарской, на проспекте Большевиков, в других точках города в разное время были избиты студенты из Конго, Камеруна. Затем акции устрашения стали происходить неподалеку от площади Мужества. Здесь ситуация особая - тут находится общежитие специального подготовительного факультета Политехнического университета. Только-только приехавшие учиться иностранцы живут именно здесь. И если Дезире и его соратники живут у нас давно и знают, что почем, то "новеньких" недавно запугали до полусмерти. Были избиения, их подкарауливали с обычными угрозами: "Убирайтесь, черномазые, чернож...е". Молодые люди боятся выходить на занятия или пройтись по улице, зайти в кафе. На остановке караулят группы бритоголовых. Это молодые и чаще всего несовершеннолетние люди. Попадая в милицию за расправу с "черными", они чаще всего отделываются небольшими штрафами из родительского кармана. Хулиганство - значится в протоколах. Но еще не было составлено ни единого протокола, где бы указывалось, что хулиганство совершено по мотиву расовой ненависти.
По Невскому проспекту бродят стаи бритых. Завидев "негритоса", приближаются, один походя толкнул, другой следом пнул, потом все по очереди - и растворяются в толпе. Действительно, подтвердил один из представителей городской администрации при встрече с Дезире, ему самому довелось стать свидетелем подобной сцены. К администрации, к ГУВД, к другим госструктурам "Африканское единство" апеллировало уже давно. Встретились с начальником ГУВД Вениамином Петуховым на специально созванном совещании с участием городских чиновников. Все согласились - да, надо бороться, надо сотрудничать. Тем временем возмущенные чернокожие студенты стали поговаривать о том, что терпение лопнуло, пора дать сдачи, и стали вынашивать идею создания отряда самозащиты. Дезире полагает, что делать этого пока не стоит, еще не исчерпаны все "дипломатические возможности", и надеется, что в городе поймут: расовые конфликты и погромы - далеко не лучшая "визитная карточка" накануне празднования 300-летия. Действительно, в дни праздников, карнавалов в Праге, в Париже, в Амстердаме улицы заполнены разноязыкой и "разноцветной" толпой, и для всех такая картина привычна. А теперь представим - мы будем гулять и веселиться, а где-то совсем рядом с нами, за обшарпанными стенами общаги будут мрачно слоняться по комнатам и коридорам люди, боясь выйти к ларьку за сигаретами...
А МОЖЕТ ВСЕ ДЕЛО В ДОМАХ?
В те времена, о которых я начала свой рассказ, стычки случались преимущественно на почве сексуальной: "эти сволочи с нашими бабами спят", "девки совсем стыд потеряли, с черными гуляют". Но нашу Аньку никто у нас не обижал, и Джона тоже. А мясомолочная барышня искренне была привязана к своему суданцу, и как-то я поняла, в чем дело. В советское время (вопреки ностальгическим представлениям о всеобщем равенстве) на бытовом уровне всегда считалось: ну как же врач женится на санитарке, а инженер на продавщице! "Не наш круг". Мясомолочная "дружила" с русским студентом до той поры, пока не пришла его аристократическая мама и не сказала: "Сынок, гони свою дворняжку". А на дискотеках лапало пьяное хамье. А тут с ней о Печорине разговаривают, стихи читают, про дальние страны рассказывают... Случались трагедии, о которых тогда писали: девушка вышла замуж за негра, тот ее либо бросил с ребенком, либо увез в жуткую деревню и назначил третьей женой. Впрочем, нет, это чаще было про арабов. Но, к примеру, создательница единственного перевода Корана на русский язык, который признан руководством мусульманской конфессии официально, Иман Валерия Порохова вышла замуж за сирийца и в полном счастье и довольстве семь лет прожила в Сирии... Там и ислам приняла. А о террористах со ссылками на Коран говорит, что они перестали быть мусульманами в тот момент, когда решились на убийства - самих себя и других людей. Но это так, к слову. Сейчас под лозунгом "не трогайте наших баб" конфликтов почти не возникает. Мотивации, видно, изменились.
ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ ТАМ, ГДЕ ЕМУ НРАВИТСЯ
Совсем недавно под очередным обращением молодых африканцев к властям подписались и китайцы, и другие "желтые", вообще люди из самых разных стран. И в эти же дни Дезире увидел сцену, впечатлением о которой поделился с корреспондентом "НВ":
- На той же станции "Проспект Большевиков" я увидел бритоголовых. Они напали на мальчика, он чуть не умер. Мальчик этот был русский. Но он был одет в такую одежду, которую они не носят, у него была прическа, которая им не нравится. Он просто не похож был на них. Мы не похожи цветом кожи и языком, он был не похож одеждой. Кто-то из ваших детей не понравится им своим мировоззрением, музыкальными предпочтениями, чем-нибудь еще - и его будут бить...
- А вообще неприязнь, когда не бьют, но все равно не любят, испытывают отвращение?
- Когда в ваших футбольных командах играют наши футболисты - они с вашими спортсменами члены одной команды, знают друг друга и сотрудничают. Если, допустим, пришел чернокожий на завод, на него посмотрят - "чего приперся", а потом увидят - работает, умеет. Или не умеет: люди-то все разные - хорошие, плохие... Во всех странах есть проблемы, но там легче, потому что есть интеграция. Там студент-иностранец может устроиться подработать, здесь нет. Там людям легче понять, какие мы.
- А какие вы, африканцы?
- О, я считаю, что самое главное - способность к адаптации. Меня спросили: что будешь делать, если попадешь туда, где мороз 50 градусов? Я ответил: проживу.
- Зачем же вы едете к нам, если вас здесь обижают больше, чем в других странах?
- А президент Путин: он зря восстановил межгосударственные связи? А то, что многие руководители наших стран получили образование у вас - это что-нибудь значит? Кто сказал, что в России плохое образование? У нас многие деньги платят, чтобы его получить. И вообще нам здесь нравится, человек живет там, где нравится. Это свойство современного мира. Но даже те из нас, кто получил гражданство России, испытывают трудности с работой.
...Да, действительно, пресса полна рассказов о тех, кто смог прокормить свою белую русскую жену и своего сына, лишь устроившись в стриптиз-клуб. Об экзотических "мужчинах по вызову". И о наркотиках... Хотя на том основании, что целая когорта шустрых бабулек, не прячась, торгует специфической фармакопеей и "волшебными" грибочками, никто не кричит, что все зло от пенсионеров. Китайцам, допустим, легче - открывают рестораны, магазины, но китайцы - тема особая во всех странах. Кстати, поговаривают в городе, их меньше трогают потому, что это попросту опасно, особенно если связаться с китайцами-нелегалами.
... А в современном мире Нобелевскую премию по литературе получил индус, пишущий на английском языке и живущий в латиноамериканском государстве Тринидад. Каждый живет там, где нравится...