ПОЧЕМУ ИМ НУЖНЕЕ НАШ ЩЕЛКУНЧИК

В будущем году Государственный балет на льду Санкт-Петербурга отмечает свое 35-летие. За эти годы он сумел создать собственный жанр и сохранить "лица необщее выраженье". Ему рукоплещут переполненные залы Франции и Канады, Греции и Китая. Только в США они объехали с гастролями 49 штатов. Однако странно и обидно, что этот замечательный ансамбль, такой петербургский по стилю и духу, так мало знаком нашему зрителю.

В чем секрет такого безразличия в родном городе и столь постоянного успеха за рубежом? Об этом мы беседуем с директором Балета на льду Михаилом КАМИНОВЫМ. - Зарубежному зрителю то, что мы показываем, представляется и чисто русским, и универсальным классическим искусством, интерес к которому всегда был велик, - говорит Михаил Борисович. - Мы единственные в своем роде, хотя ледовых коллективов в мире очень много. И все они вышли из фигурного катания, начиная от парадов олимпийских звезд и знаменитых ледовых шоу типа Диснейленда, где все в перьях и дорогостоящие спецэффекты. Соревноваться с ними было бессмысленно - у нас не было и нет таких денег. Основатель нашего балета Константин Боярский с самой первой постановки - это был "Хрустальный дворец" по мотивам "Щелкунчика" - ориентировался на классический петербургский стиль. Константин Рассадин, бывший солист Мариинки и главный балетмейстер нашего ансамбля с 1980 года, не только продолжил это направление, но и создал уникальный, совершенно новый вид искусства. - Кроме Боярского и Рассадина у вас пробовали свои силы и другие известные балетмейстеры: Константин Сергеев, Никита Долгушин, молодой, только что закончивший консерваторию Борис Эйфман поставил на льду "Цыганскую сюиту", "Молдавский танец", "Карнавал". Что их привлекало? - Балет на льду - это синтез театра балета и фигурного катания. Известных балетмейстеров искушал соблазн использовать плавное скольжение конька и скорость, невозможную на обычной сцене. Константину Рассадину вместе с нашим коллективом удалось создать новый жанр - ледовый спектакль по всем законам балетного искусства, но средствами фигурного катания. Поворотным моментом в истории нашего ансамбля считается 1995 год. До того мы пробовали себя лишь в одноактных балетах, и это было все-таки шоу во дворцах спорта. В России выступать и тогда, и сейчас сложно. У нас не было и нет спонсоров, нет рекламы. А фигурное катание - дорогой вид спорта. Аренда льда стоит $100 - 150 в час. Минимальная тренировка занимает 4 часа в день. После 1995 года мы стали гастролировать за рубежом по 6 - 7 месяцев в году и сменили приоритеты. Главным стал театр, сцена. В том же году мы заключили договор в США на постановку первого большого балета. Через два месяца показали "Спящую красавицу". Нам удалось спасти труппу - она стала финансово успешной. За шесть лет Рассадин поставил с ансамблем пять балетов: "Спящую красавицу", "Лебединое озеро", "Щелкунчик" на музыку Чайковского, "Золушку" и "Ромео и Джульетту" на музыку Прокофьева. - Вы - известный в прошлом фигурист, в паре с Натальей Рыбаковой были чемпионом России, потом больше 20 лет исполняли ведущие сольные партии в Балете на льду и вот уже шесть лет успешно руководите коллективом. А быть директором - это ведь совсем другая профессия, другие проблемы. - Между делом я учился. Сначала ЛИТМО, потом Институт физкультуры, наконец, экономическое образование. В Балете на льду я со дня основания - 1 июня 1967 года, с первого спектакля. Все, что у нас происходило, было на моих глазах и при моем участии. Главная проблема сейчас у нас та же, что и в фигурном катании вообще, - это смена поколений. Мы должны постоянно заботиться о нашей смене. - Когда-то на вашем льду блистали Белоусова и Протопопов, Смирнова и Уланов... - Сегодня мы своих звезд воспитываем сами. Олимпийские чемпионы к нам не пойдут - они не будут "катать" два отделения, а у нас нет безумных денег, чтобы им заплатить. К нам приходят молодые фигуристы. Отбор идет строгий, но осуществлять его все труднее. Проблемы те же, что и в фигурном катании. Раньше в стране было 15 пар, которые можно было посылать на первенство мира. Теперь - три-четыре. Раньше мы могли предложить место солиста тому, кто занимает места с четвертого по десятое, - теперь их нет. Причины? Их несколько. Многое распылилось по республикам. Изменилось финансирование. Дети не идут в фигурное катание, потому что их родители неплатежеспособны. Все наши ведущие тренеры уехали в Америку, все ведущие спортсмены живут там же, даже если выступают за Россию. А новое поколение не толпится у спортивного олимпа, не поджимает. Еще на одну Олимпиаду сил у нас хватит, а что будет дальше - не знаю. - Несмотря на ваш пессимизм, за последние годы с гастролями вы объездили почти 20 стран и собираете трехтысячные залы. А где вы больше всего любите выступать? - Публика везде разная. Принято считать, что в Америке средний зритель довольно необразован, с Шекспиром и Чайковским знаком понаслышке. Тем не менее именно из Америки мы получаем заказы на новые постановки, и каждый год на рождественской неделе американцы считают своим долгом привести нарядных детей на нашего "Щелкунчика". Китайцы знают почему-то только один балет - "Лебединое озеро" - и могут смотреть его бесконечно. В Европе нас ходит смотреть хорошо подготовленный театральный зритель. В этом году в Афинах и Солониках мы показывали "Лебединое озеро" под открытым небом. Лед и декорации летней ночью на фоне естественных скал - это удивительное зрелище. Но больше всего мы любим выступать у себя дома. В Петербурге даем 20 спектаклей в год. Хочется, чтобы наши зрители увидели, как это красиво, узнали, за что нас любят "там". Мы стараемся сделать спектакли доступными - билет стоит от 40 до 80 рублей. Лучше всего наши спектакли смотреть в Выборгском ДК, с которым мы давно сотрудничаем и будем выступать 9 и 10 ноября. На сцене с декорациями спектакль производит совсем другое впечатление, нежели на огромной арене дворцов спорта.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.