"НЕИЗВЕСТНЫЙ И ЗНАМЕНИТЫЙ"

ПРАРОДИТЕЛЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ: Сегодня в музее политической истории в особняке Кшесинской открывается выставка, посвященная столетию со дня рождения художника-графика Александра Алексеева.

"Неизвестный и знаменитый" - так называется она, и это действительно так: сегодня в России это имя известно только узкому кругу специалистов, между тем за рубежом Александр Алексеев - фигура знаменитая и выдающаяся. Так что мы можем гордиться еще одним нашим соотечественником, волею судьбы вынужденным покинуть Россию в годы гражданской войны. Как есть возвращенная литература, так есть и возвращенное искусство, и ныне творчество Алексеева возвращается на родину. По словам его дочери, он был из тех, кто не сдается. Приехал во Францию с одним-единственным рекомендательным письмом - к Сергею Судейкину, который и стал его наставником. Вместе с ним он создавал декорации для Дягилева, Комиссаржевского, Луи Жуве, для Швейцарского балета. Как и теперь, в те годы французские интеллигенты увлекались Востоком. Он показал парижанам Россию, которую они мечтали узнать. Он стал знаменит не только и не столько как художник и книжный иллюстратор, создавший уникальные циклы иллюстраций более чем к сорока произведениям, главным образом классиков русской литературы. Но прежде всего - как один из зачинателей мультипликации. Как считает режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, "Алексеев был первым, кто ввел мультипликацию в контекст мировой культуры". Алексеев был известен еще и тем, что для воплощения своих идей он изобретал уникальные методы и технологии, самые известные из которых - "игольчатый экран" и метод "тотализации иллюзорных твердых тел" - предвосхитили компьютерную графику, прародителем которой он и считается в мире. Его самые известные мультфильмы - "Ночь на Лысой горе", "Картинки с выставки", "Нос". "Все, что Алексеев делал в эмиграции, так или иначе связано и с русским искусством, и с "русской темой", - говорит Юрий Норштейн. Его работы стали достоянием мировой культуры, и тем не менее его считали французским художником, а в России он до сих пор неизвестен широкой публике. Настало время, увы, посмертного возвращения Алексеева на родину. Он родился в Казани, но именно с Петербургом было много связано в его жизни - учеба в Первом кадетском корпусе и первые опыты живописи в Музее изящных искусств. "Меня соблазняли прелести гипсовых богинь и их отвлеченная женственность, столь далекая от той, что в жизни", - вспоминал он потом... Открывшаяся выставка, на которой представлены материалы из московского Музея кино, - лишь первое знакомство петербуржцев с возвращенным именем Александра Алексеева. Личность его многогранна, а наследие неисчерпаемо. Таких людей называют личностями "леонардовского типа": он и художник, и литератор, и предвосхитивший будущее режиссер-аниматор.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.