МЕТРО БЕЗ ТУРНИКЕТОВ
15 НОЯБРЯ 1955 ГОДА НАЧАЛ СВОЮ РАБОТУ ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
Этому предшествовала пятидневная работа метро в режиме "опытной эксплуатации" с 5 по 9 ноября. В эти дни пассажирами метро стали обладатели пригласительных билетов, которые выдавали на заводах, фабриках, учреждениях, в школах и вузах. Люди ходили в метро как на экскурсию, долго гуляли по подземным дворцам и любовались их красотой. За это время поезда совершили около двух тысяч рейсов и перевезли около 400 тысяч пассажиров.
Повсюду можно было в те дни услышать слово "метро". Официальная пропаганда делала все, чтобы придать открытию метро идеологическое значение как "нового яркого проявления заботы Коммунистической партии и советского правительства о Ленинграде и ленинградцах" . Недаром ведь пуск метро был приурочен к 38-й годовщине Октябрьской революции. Были брошены все силы, чтобы уcпеть к дате.
После пятидневной "опытной эксплуатации" в метро стало тихо. По всей трассе устранялись недоделки, отмеченные правительственной комиссией. Открытие регулярного движения состоялось 15 ноября. В полдень первый секретарь обкома Фрол Козлов открыл митинг в подземном зале на "Площади Восстания", по окончании которого разрезал ленточку. И в 13 часов 8 минут началось регулярное движение до конечной станции "Автово". Через несколько часов двери станций распахнулись для всех горожан.
Как же выглядело тогда наше метро? Вагоны для него были построены на Мытищенском машиностроительном заводе, а составы были вдвое короче нынешних и состояли всего из четырех вагонов. Не было первое время турникетов, и пассажиры проходили в метро по бумажным билетам, предъявляя их на контрольном пункте стороной с надписью "Контрольный талон". Цену билета установили в 50 копеек (после деноминации 1961 года она превратилась в "пятачок"), а для удобства были выпущены книжечки из десяти билетов. Интервалы между поездами в обычное время устанавливались в три с половиной минуты, а в часы пик - в две с половиной-три минуты.
Для Ленинграда открытие метро имело несомненное моральное значение: Москва переставала быть единственным городом страны, где работала подземка. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ленинградскому метрополитену имя Ленина, а Ленметрострой наградил орденом Ленина.