"ВАС ЖДЕТ БЛЕСТЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ..."
Об острове Узедом на севере Германии, неподалеку от границы с Польшей, у нас мало кто знает. Между тем это любимое место отдыха берлинцев и жителей многих других городов, не только немецких. Репутация острова-курорта укрепилась пять лет назад, когда здесь стали проводить обширный осенний музыкальный фестиваль. На этот раз он был посвящен искусству Санкт-Петербурга.
Широкий морской пляж, покрытый белым песком, выстроившиеся вдоль набережной новые и старинные, по-современному обустроенные отели и виллы, гордящиеся традициями (мраморные доски, установленные в память о пребывании здесь королей, поэтов и прочих мировых знаменитостей, встречаются на каждом шагу), сравнительно невысокие цены привлекают сюда отдыхающих и туристов. Сервис отлажен великолепно. В небольшом Штранд-отеле Герингсдорфа, где я жил, - превосходные номера, бассейн и сауна, ресторан с изысканнейшей кухней. Здесь же, в холле, состоялась предусмотренная программой фестиваля моя лекция о музыкальном Петербурге, ради которой я, собственно, приезжал на остров. Гостеприимный хозяин гостиницы д-р Вернер Молик, страстный и весьма сведущий меломан, - один из устроителей фестиваля.
Для каждой концертной программы был выбран зал, который служил бы наилучшей оправой для музыки: вечера проходили в зданиях магистратов, церквей, лицеев, казино, музеев.
Музыкальное искусство сегодняшнего Петербурга было представлено на фестивале весьма щедро и главным образом силами молодых его представителей. Праздник открылся выступлением оркестра Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург-Камерата" под управлением своего главного дирижера Саулюса Сондецкиса. Затем, по отзывам, очень тепло была принята группа молодых певцов из Академии Мариинского театра, привезенная художественным руководителем академии Ларисой Гергиевой. Мне довелось побывать на концерте Молодежного оркестра Мариинского театра. И хотя юным музыкантам непросто было приноровиться к своеобычной акустике курзала Маритим-отеля "Королевский двор", все же отменный звуковой баланс и блестящая виртуозность коллектива были очевидны. Наибольший интерес в программе вечера вызвало концертное исполнение оперы Рахманинова "Скупой рыцарь", нечасто звучащей у нас и вовсе не известной тамошней публике.
Из множества прочих программ - с участием большого певческого ансамбля Хорового училища, квартета "Атриум", маленьких и взрослых солистов, и в их числе джазовых музыкантов, - слушатели особо выделили нетрадиционный вечер, посвященный сокровищам Эрмитажа. Искусствовед Борис Асварич рассказывал о них, демонстрируя их изображения, а композитор Сергей Евтушенко, владеющий даром импровизации, вместе с ансамблем старинной музыки из Шверина проецировали эти сокровища в мир звуков.
Концерты усердно посещал один из самых крупных современных немецких композиторов Бертольд Гуммель (младший из семи его сыновей, Томас, - руководитель фестиваля). В нашей беседе маститый автор с восхищением и благодарностью отзывался об исполнении своей музыки питерцами - певцом Петром Мигуновым и органистом Михаилом Мищенко. Прямо-таки триумфальный прием был уготован Ансамблю виолончелистов консерваторского лицея, руководимому известным педагогом Еленой Дерновой: собравшиеся в мэрии г. Вольгаст восторженные слушатели не желали отпускать юных исполнителей. "У Петербурга великое музыкальное прошлое, - констатировали они, - но и его будущее, если судить по вашей артистической молодежи, обещает быть блестящим".
На обратном пути я навестил Дрезден, где прежде на фестивалях бывал ежегодно. Там с большой помпой, основательно профинансированные, в 15-й раз проходили Дни современной музыки. Я посетил несколько концертов и привезенный берлинским театром "Дойче Штаатсопер" спектакль - оперу знаменитого Луиджи Ноно Intolleranza. При всей сложности, замысловатости звуковых конструкций существо музыки представлялось крайне наивным. Гораздо большее впечатление оставила премьера "Золота Рейна", первой части тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга", - грандиозный цикл этот, как и у нас, в Дрездене после войны ставится впервые. Сценическое решение, осуществленное в Земпер-опер режиссером Вилли Деккером, по стилю весьма схоже со спектаклем Мариинки. Все сильно осовременено и пронизано иронией в количестве, превышающем допустимое. Очень яркая и динамичная, как и в Мариинском театре, музыкальная сторона спектакля находится в руках одного из самых прославленных учеников И. А. Мусина - Семена Бычкова. Да, глубоко укоренены петербуржцы в мировое искусство...