КОМУ И АСФАЛЬТ ПО КОЛЕНО...
Впечатляющее начало для обещавшего быть в общем-то довольно спокойным совместного ночного рейда питерских журналистов и сотрудников спецполка дорожно-патрульной службы ГИБДД - не правда ли?!
Проклятое искореженное железо никак не хотело поддаваться. Время тянулось еле-еле, как бы окоченев на 15-градусном морозе. Вместе с ним успели окоченеть и с десяток гаишников в теплых бушлатах, две бригады со "скорой" да многочисленные зеваки, стянувшиеся к месту ДТП. Но хуже всех приходилось тому, кто вот уже почти час находился в кабине "Икаруса", смятой страшным лобовым ударом, - покореженное железо не хотело отпускать его переломанные ноги. Лобовое стекло во время столкновения автобуса с лесовозом вылетело на асфальт, и тепло включенного двигателя "Икаруса" уже не могло защитить водителя от пронизывающего холода. А спасатели, сначала минут 40 пробивавшиеся к месту аварии через плотные питерские пробки, тем временем вот уже почти полчаса не могут "выковырять" его из стального плена кабины. Вколотые водителю обезболивающие и противошоковые препараты на морозе помогают слабо, он уже не чувствует ног. И хорошо, хоть кто-то из спасателей - добрая душа - догадался укутать бедолагу своей фосфоресцирующей курткой с надписью "МЧС России", пока его товарищи при помощи "Просторов" и гидравлических домкратов пытались справиться на морозе с упрямым железом.
Изначально рейд планировалось посвятить весьма животрепещущей для нашей действительности теме - пьянству на дорогах. По данным питерского Управления ГИБДД, только за этот год по вине пьяных водителей у нас в городе произошло почти двести аварий. 22 человека в них погибли, а 221 получил ранения различной степени тяжести. А в целом по России эти цифры еще внушительнее: почти четыре с половиной тысячи "пьяных" аварий, в них около пятисот погибших и почти пять тысяч пострадавших! Причем среди погибших и пострадавших девятая часть приходится на долю детей.
Но тот морозный вечер, когда послушное законам небесной механики созвездие Скорпиона уже готовилось уступить свое место знаку Стрельца, ничего душераздирающего не обещал - холодно, знаете ли, и на улицу как-то не тянет, даже если "принять на грудь" и укрыться от холода в теплой кабине автомобиля. Увы, человек, как известно, предполагает... И едва в спецполку ДПС закончился вечерний инструктаж и все мы - и сотрудники ГИБДД, и журналисты - расселись по патрульным автомобилям, как на милицейской волне прошло сообщение: в Коломягах на пересечении улиц Репищева и 2-й Никитской тяжелое ДТП, срочно требуется "скорая" и помощь спасателей.
Приехав на место, выясняем подробности: около восьми часов вечера автобус 123-го маршрута на скорости около 60 км/час врезался в прицеп КамАЗа-лесовоза - водитель "Икаруса" не заметил автомобиль, стоявший на обочине плохо освещенной улицы. Помимо водителя автобуса, при столкновении пострадал еще и кондуктор, получивший перелом ноги. Но последствия аварии могли бы быть и значительно серьезнее, если бы салон автобуса, по счастью, не оказался пустым, - смена уже закончилась, и машина возвращалась в парк.
Непонятно, что изначально послужило причиной этого столкновения - то ли небрежность водителя лесовоза, остановившегося для устранения незначительной поломки и забывшего включить габаритные огни, то ли невнимательность водителя автобуса, габаритные огни не заметившего. И разобраться с этим вопросом, по крайней мере, в тот момент возможности не представлялось. Водитель КамАЗа утверждал, что "габаритки" он включил, а водитель "Икаруса" утверждать ничего не мог - он находился в шоковом состоянии. Правда, если судить по состоянию кондуктора, полностью исключить вину водителя автобуса нельзя - кондуктор был изрядно пьян, а в одиночку пьют у нас крайне редко... Так что, возможно, "экипаж машины боевой" и позволил себе после смены "погреться", в результате чего спасатели вот уже полчаса пытаются вытащить его "командира" из деформированной кабины.
Но вот наконец-то бедолага извлечен из плена, и тогда все с ужасом видят, как в окровавленных штанинах его джинсов "гуляют" перебитые кости ног. Со всеми необходимыми предосторожностями на руках спасателей водитель перенесен в карету "скорой". Там ему опять вкалывают что-то обезболивающее, накладывают шины и машина, включив мигалки, срывается с места.
Трогаемся с места и мы - ведь рейд, начавшийся столь впечатляюще, продолжается. "Дон" - спецволна питерской дорожной милиции - пока ни на что серьезное не "расщедривается". И мы решаем съездить на Благодатную, где на штрафной стоянке ГИБДД скопилось уже около семидесяти автомобилей тех, кто был задержан в последние дни за управление транспортом в нетрезвом состоянии. Административный кодекс, помимо лишения водительских прав (как минимум на год), предусматривает для любителей сесть за руль в подпитии и такую меру воздействия. А чтобы забрать оттуда своего "четырехколесного друга", водитель должен выложить немалую сумму - только 1255 рублей за первый день штрафстоянки, а потом по 82 рубля за каждые последующие сутки. Учреждая эту меру, законодатель, надо полагать, думал, что наказание рублем окажется средством весьма действенным и поможет снизить количество выпивох за рулем. Да, видать, просчитался, и, как рассказывают в питерском Управлении ГИБДД, ежесуточно инспекторам приходится задерживать по 30, а то и по 50 - 60 таких "водил".
Вот и в этот день только на одном пункте медицинского освидетельствования - он расположен как раз на этой штрафстоянке - успели вычислить уже четырех подвыпивших водителей. А сколько таких пунктов по всему городу...
"Дон" оживает около одиннадцати вечера - как раз когда мы беседуем с врачом - и сразу же ошарашивает таким вот из ряда вон выходящим распоряжением дежурного по ГУВД: "Всем свободным экипажам немедленно следовать к станции метро "Достоевская" - на платформе массовая драка, участвует около двухсот человек!" Распоряжение на первый взгляд к ведению дорожной милиции не относится, но приказ есть приказ - "следуем". Да и журналистам интересно - не каждый день в нашем мегаполисе такое случается!
На место прибываем минут через пятнадцать, у станции метро уже более двух десятков милицейских машин - и "пэпээсники" здесь собрались, и "увошники", и "гаишники". Все спрашивают друг у друга, что случилось, готовят "к бою" спецсредства - "черемуху" и дубинки. Устремляемся в вестибюль "Владимирской", далее бегом вниз по эскалатору и через переход на "Достоевскую"... Но опоздали - там уже все спокойно, пассажиры спешат по своим делам, и никаких следов побоища. Ложная тревога?
Но нет, дежурная по станции, возбужденная только что увиденным, сбивчиво рассказывает, что около двадцати минут назад из поезда, пришедшего со стороны "Лиговского проспекта", на платформу, избивая пассажиров, вывалилась толпа подростков на вид лет тринадцати - пятнадцати. Правда, не около двухсот человек, а "всего лишь" около пятидесяти, но тем не менее зрелище, по словам дежурной, было впечатляющим! Как рассказала нам эта пожилая женщина, задирать пассажиров подростки начали еще тогда, когда поезд проходил по тоннелю. "Заводки" быстро переросли в массовую драку, началось битье стекол в вагонах, испуганные люди по переговорному устройству в панике пытались связаться с машинистом, просили о помощи.
Призыв пассажиров был услышан, и к моменту, когда поезд подошел к платформе, на ней уже успели собраться около десятка сотрудников милиции. И этим десяти удалось все-таки рассеять толпу разошедшихся подростков и предотвратить дальнейшее развитие побоища. Видать, напрасно мы ругаем нашу милицию, иногда ее сотрудники могут работать весьма профессионально. Хотя, разумеется, ни о каких задержаниях в такой ситуации и речи быть не могло - слава богу, что милиционерам удалось хотя бы распихать несовершеннолетних буянов по вагонам электричек и, ликвидировав таким образом очаг беспорядков, направить их малыми группами в разные стороны.
Потом, правда, подростков пытались выловить по станциям метро, но, как нам стало известно, безуспешно. Пытались, доехав до "Сенной", сделать это и мы, но тоже без результата. А поскольку вслед за этим всплеском событий на милицейской волне вновь наступило затишье, решаем отправиться еще на один пункт медицинского освидетельствования, на центральный - тот самый, что на Боровой улице. Тем более что и оказия подвернулась: по пути туда на Загородном задержали водителя BMW с подозрением на алкогольное опьянение.
По прибытии подозрения инспекторов подтвердились, и пока составляется протокол, мы имеем возможность побеседовать с врачом-наркологом. По его словам, наш "крестник" - уже пятый за эти сутки клиент в предосудительном состоянии. А вообще с начала года только на одном этом пункте таковых было выявлено более десяти тысяч! Да в придачу еще и 3304 человека в состоянии наркотического опьянения. И всех их доставили сюда прямо из-за "баранки".
На дворе уже глубокая ночь, впечатлений хватает, и половина журналистов начинает засыпать на ходу. И инспектора, которым самим дежурить еще до утра, сжалившись, решают развезти нас по домам - благо мосты через Неву, начиная как раз с этой ночи, больше не разводят. Но перед тем как рассесться по машинам, едва выйдя из наркологического пункта, наблюдаем еще одну "картиночку, достойную пера": наряд ДПС районного отдела ГИБДД привез на освидетельствование весьма живописного "клиента". И какого! Бешеные, полностью одуревшие от алкоголя глаза, бессмысленное мычание, членораздельна в котором лишь отборная матерщина, воинственные попытки вырваться и ударить кого-нибудь из сотрудников. Господи, неужели и его из-за руля?!
По дороге, дабы укоротить буйный нрав своего подопечного, гаишникам пришлось даже "приложить" его о капот патрульного "уазика". "Милицейская жестокость!" - воскликнет излишне чувствительный читатель. Но пусть он еще раз взглянет на наши статистические данные, да повнимательнее. И тогда, думаем, такая жесткость чрезмерной ему не покажется!