ОГНЕННЫЙ ПРИНЦ ФЛАМЕНКО

За окном "градусов тридцать, если диктор не врет". На редких карликовых от стужи березах лежит снежок. Как стемнеет, начинают выть собаки: то ли от холода, то ли от жалости к жителям северной столицы. Зимняя петербургская осень радует публику разве что культурной программой. В Ледовый дворец заиндевелого города спешит экзотический цветок романтической страсти всех красавиц Карибского бассейна и близлежащих окрестностей (от Нью-Йорка до Токио) - сеньор Хоакин Кортес.

Полтора часа обжигающей страсти с Театром фламенко Хоакина Кортеса: два десятка танцовщиков, 14 музыкантов, сам Кортес - "танцующий бог", "новый Рудольф Нуреев", "огненный принц фламенко", как окрестила его уже давно западная пресса. Шоу LIVE - как, впрочем, и все его представления - квинтэссенция всего того, что воплощает в себе слово "огонь". ТАНЕЦ Начинается плач гитары. Разбивается чаша утра. Начинается плач гитары. О, не жди от нее молчанья. Ф. Гарсиа Лорка Ф. Гарсиа Лорка и М. де Фалья придерживались гипотезы об индийском происхождении цыган. Цыганские племена, изгнанные в 1400 году из Индии войсками Тамерлана, перекочевали в различные страны Европы и вместе с войсками сарацинов переправились в Испанию. Фламенко, вернее, наиболее древнее его ядро - канте хондо - впервые появилось в Нижней Андалусии, на самом юге Испании. "Цыгане Андалусии объединили древнейшие элементы местных песен с тем древнейшим началом, которое принесли они сами", - писал Гарсиа Лорка. Этимология слова "фламенко" до сих пор не совсем ясна. Есть предположение, что оно происходит от латинского слова "огонь" (flamma), ибо существует гипотеза, что искусство фламенко восходит ко времени культа огня и первоначально было ритуальным. Другая гипотеза гласит, что искусство фламенко было занесено в Испанию цыганами, пришедшими из Фландрии еще в XVI веке, и поэтому название этого жанра происходит от слова "Фландрия". Некоторые исследователи возводят это слово к названию птицы "фламинго" (по-испански "фламенко"), так как причудливые, изысканные движения и костюмы танцоров, подчеркивающие стройность фигуры, дают основания для такого сравнения. Для нашего материала более всего подходит следующий факт - в самой Андалусии слова "фламенко" и "хитано" (цыганский) являются синонимами. ЦЫГАНЕ Печаль цыганских кочевий, о ключ заветный и светлый! Печаль заглохших истоков, печаль далеких рассветов! Ф. Гарсиа Лорка Есть две страны, чьи культуры абсолютно гармонично и даже с любовью приняли цыганскую натуру. Это Испания и Россия. Удивительно, что именно в России, пожалуй, нет ни одного великого поэта или писателя, начиная с Пушкина и заканчивая Горьким, не отдавшего дань этой культуре, а цыганский романс до сих пор вплетается в репертуар любой теплой компании, если под рукой оказывается гитара. В Испании, в том числе и благодаря фламенко, цыгане приобрели культовый статус. Цыганские музыканты, певцы, а главное, танцовщики фламенко входят не только в испанскую, но через нее и в мировую артистическую элиту. Одновременно с этим сами испанцы, желая оставить жанр фламенко чистым искусством, часто не одобряют "цыганщину" и любое направление его "на потребу толпы". Многим известна пламенная статья о канте хондо Федерико Гарсиа Лорки. "Нельзя допустить, чтобы самые глубокие и волнующие песни нашей таинственной души обзывали кабацкими, грязными; нельзя допустить, чтобы нить, связывающая нас с загадочным Востоком, была натянута на гриф кабацкой гитары; нельзя допустить, чтобы алмазное сердце наших песен пачкали дешевым вином руки подонков". Тем не менее взлет искусства фламенко произошел в начале XX века благодаря усилиям испанских импресарио, подбиравших уникальных танцовщиков для знаменитейших мадридских и барселонских кафешантанов. Там выступали звезды первой величины. Известна, кстати, история о том, что в одно из таких кафе - знаменитое "Вилья Роса" в Барселоне - часто захаживал Сергей Дягилев, который даже заключил контракт с потрясающим танцором по прозвищу Эль Батато. Контракт предусматривал поездку за границу. Однако, попробовав танцора в нескольких ролях, Дягилев пришел к выводу, что общение слишком затруднительно из-за незнания языка, и отказался от сотрудничества, сославшись на то, что Эль Батато еще не достиг совершеннолетия (тогда ему действительно не было еще и восемнадцати). КОРТЕС Бьется о смуглые плечи бабочек черная стая. Белые змеи тумана след заметают. Ф. Гарсиа Лорка Кортес родился в 1969 году в Кордове, самом меланхолическом городе Андалусии. В 12 лет он пришел к своему дяде, известному танцовщику фламенко Кристобалу Рейсу, решив оставить школу и посвятить свою жизнь этому танцу. Кристобал согласился научить своего племянника всему, что знает сам, с одним условием - заниматься танцем по 8 часов ежедневно. Кортес согласился. Стертые в кровь стопы были платой за то совершенство, которое публика видит сейчас. Кстати, замшевые туфли танцовщика и до сих пор стираются с такой скоростью, что их приходится менять чуть ли не через неделю... В 15 лет Хоакин Кортес вошел в труппу Национального балета Испании и очень скоро достиг ранга сольного артиста. Позже, покинув Национальный балет и некоторое время гастролируя с другими театрами в качестве приглашенного артиста, он набрал свою труппу из молодых танцовщиков, пригласил музыкантов для сопровождения шоу и создал собственный балет - Балет фламенко Хоакина Кортеса. Первая же постановка - Cibayi - с успехом прошла в Испании и за рубежом, а вторая - Pasion Gitana ("Цыганская страсть"), дебют которой состоялся в 1995 году, окончательно покорила Америку и Европу, утвердив за Хоакином титул самого популярного и любимого испанского артиста. Его шоу - Pasion Gitana и LIVE ("Бытие") - не просто фламенко, это шоу мирового класса, равного которому в своем жанре нет и, говорят, не было. Добавьте сюда внешнюю привлекательность и потрясающую сексуальность самого танцовщика, и вы получите нового балетного идола, имя которому - Хоакин Кортес. Как любой творческий человек, Кортес берет уже существующие вещи и переделывает их по-своему. Многие пуристы фламенко обвиняют его в уходе от традиционных форм, но никто не станет спорить, что его новаторский подход возвел фламенко в ранг высокого искусства, открыв его для многомиллионной аудитории. Смесь современного и классического танца, высочайший профессионализм и страсть исполнения производят на зрителей неизгладимое впечатление и создают шоу, по накалу эмоций не уступающее выступлениям современных рок- и поп-звезд. Однако Кортес не считает, что нарушает какие-то правила, смешивая фламенко с современным балетом. "Я танцую так, как я это чувствую, и так, как мне подсказывает мое ощущение чистоты стиля. Я - испанский цыган. Моя родина Испания, но по крови я - цыган". Это означает, что, даже когда Кортес занимался классическим балетом, фламенко всегда оставалось в его душе. "Фламенко пришло от цыган", - говорит Кортес. И раз оно пришло от цыган, он чувствует себя вовлеченным в превращение народного танца в интернациональное искусство, и объединение балета с фламенко кажется ему естественным. Все это, а также потрясающие внешние данные неминуемо должны были привести его в кино. Так, знаменитый испанский режиссер Педро Альмодовар предложил ему в фильме "Цветок моей тайны" одну их главных ролей, написанную специально для него. Затем Кортес снялся в энциклопедическом фильме другого великого испанца Карлоса Сауры - "Фламенко". В довершение скажем, что Кортес полноправный персонаж светских хроник: его видят вместе то с певицей и актрисой Натальей Орейро, то с моделью Наоми Кемпбелл, к тому же последняя, поговаривают, чуть не покончила с собой из-за окончания их бурного романа с Кортесом...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.