ПЛОТЬ ИСКУССТВА

В Мраморном дворце открылась выставка весьма известного в Европе, Америке и Азии современного художника Йорга Иммендорфа. Интересно, что в России немецкий мастер выставляется впервые.

Господин Иммендорф начал свое путешествие по Петербургу нестандартно - с поисков ушедшего в никуда носа майора Ковалева. Он слышал, что где-то в Петербурге поставлен памятник этой своенравной части тела, но обнаружить его так и не смог. Ибо Нос не любит сидеть на месте. Он вновь покинул отведенное ему место. Однако немецкая знаменитость не огорчилась. И пожелала петербуржцам, чтобы их путешествие по выставке в Мраморном дворце складывалось столь же своеобразно. Нет, конечно, художник не имел в виду, что мы можем вообще не найти в залах его произведение, - многие из них слишком велики для такого фокуса. Просто он хотел, чтобы каждый гость его выставки почувствовал себя гоголевским героем, очутившимся в мире живых вещей и овеществившихся людей. А что касается Носа... Иммендорф уверен, что его произведения смогут заменить безутешным горожанам утраченную достопримечательность. И действительно, творения этого мастера, прошедшего школу знаменитого Йозефа Бойса, по-настоящему фееричны. С одной стороны, они наполнены очень конкретными политическими и социальными знаками - сначала художник протестовал против разделенной Германии и государственного контроля всего, потом задумался над способностью художника влиять на социально-политическую структуру... С другой - его искусство откровенно чувственно, фактура его картин почти осязаема (руками все равно не трогать!). И хотя многие из старых символов нашему поколению уже не знакомы, мы все равно не в силах сохранить невозмутимость при соприкосновении со странным миром Иммендорфа. Его картины населены троллями и гоблинами (иногда смахивающими на конкретных политических персонажей). Его краски остры, горячи и резки. Его творения одновременно пародийны и сказочны. Один из постоянно повторяющихся сюжетов - "Кафе Германия" - пространство, в котором художник собирает все характерное для своей страны. Сначала там появляются Хоннокер и Шмидт, потом сам автор. Но постепенно все преображается. Люди обрастают когтями и крыльями, цвета из просто жестких становятся неправдоподобными. И наконец, с неба обрушивается дождь обезьян ("Обезьяний дождь"), заселяющих человечье пространство. Впрочем, трудно понять: все ли обезьяны свалились с неба? Возможно, часть из них просто маскировалась под прежних обитателей. Тем более что и остальные полотна заполнены столь же странными существами. Не то чтобы уродливыми, но абсолютно нездешними - как гномы, всю жизнь гранящие алмазы в подземельях. Как нос майора Ковалева - неуловимый и безразмерный.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.