ЛИКАМ ВОЗВРАЩАЮТ ПРЕЖНИЙ ОБЛИК

Наконец-то Петропавловская крепость получила деньги на восстановление резного иконостаса Петропавловского собора. К столь долгожданному событию музейщики отнеслись философски: "Не было бы счастья, да несчастье помогло", - имея в виду недавний пожар на Заячьем острове, вновь привлекший внимание всей страны к проблемам этого памятника.

В конце ноября Петербург посетила заместитель министра культуры Наталья Дементьева - в прошлом директор музея истории Петербурга "Петропавловская крепость". Она пробыла в северной столице три дня, так что проблемы музея на Заячьем острове обсуждались, по всей видимости, весьма детально - по крайней мере, сразу же после ее отъезда нынешнего директора Бориса Аракчеева срочно вызвали в Москву. Кто-то даже поговаривал, что Борису Серафимовичу предстоит встреча с самим президентом, однако более вероятной кажется версия переговоров с министром культуры Михаилом Швыдким. С кем бы ни встречался Борис Аракчеев в пятницу, 30 ноября, в Москве, его собеседник был персоной весьма высокого статуса, поскольку ради встречи с ним было отменено несколько важных мероприятий, в том числе и широко разрекламированная пресс-конференция. Результатом московских переговоров стало выделение музею 3 млн рублей на реставрацию икон, украшающих уникальный иконостас начала XVIII века, работы одного из самых признанных в то время церковных живописцев Ивана Зарудного. В отличие от иконостаса Казанского и других соборов главный элемент убранства собора Петра и Павла не был разворован. В запасниках сохранились 44 иконы московской школы времен правления Анны Иоанновны. Заказаны они были еще Петром I. Неприязнь императора к боярскому укладу сказалась и на убранстве второго культового учреждения новой столицы - здешние иконы получились не совсем каноническими. Их реставрация идет, то прекращаясь, то возобновляясь, уже лет 15. Мастера практикуют древний и исконно русский метод: рыбий клей, позволяющий удалить кусочек, который неудачно нарисован или неправильно лег на свое место. Обратная реставрация позволяет мастерам преодолеть разницу в освещении: ведь в соборе икона выглядит совсем не так, как при свете ламп в мастерской. По словам Бориса Аракчеева, исторический облик обрели уже две трети из 44 икон. Выделенные на днях деньги позволят привести в порядок все остальные, однако даже после этого уникальный иконостас не будет соответствовать первоначальным описаниям. Прежде чем иконы займут свое место, необходимо провести золочение киотов. Специалисты намерены по возможности сохранить золочение XVIII века и восполнить утраченные фрагменты. Эта процедура требует немалых средств - около 500 тысяч долларов. В музее истории города не верят, что эта сумма будет найдена в ближайшие годы, а значит, 300-летие города Петропавловская крепость встретит без своей главной святыни. Впрочем, упрекнуть власти в равнодушии сотрудники Петропавловки не могут - крепость наряду с такими объектами, как Мариинский театр, Русский музей и Ботанический сад, входит в перечень исторических памятников, подлежащих реставрации в рамках подготовки к юбилею. Помимо федерального бюджета посильное участие в воссоздании исторического облика Заячьего острова принимают спонсоры- так, фирма "Сименс" к юбилею города намерена отреставрировать Комендантский дворик. Установление иконостаса и освящение алтаря - самые торжественные и самые долгожданные работы при строительстве храма - совершаются в последнюю очередь. Реставрация Петропавловской крепости, по всей видимости, пойдет тем же путем.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.