ПЛЮСЫ И МИНУСЫ "ПРОЗРАЧНОГО" БЮДЖЕТА
Горожане скоро смогут узнать "финансовую кухню" бюджетных организаций
В комитете финансов администрации Санкт-Петербурга сообщили, что губернатор готовится подписать новое распоряжение. Смысл его в том, чтобы организации, финансируемые из городского бюджета, регулярно и публично отчитывались о том, как они тратят свои деньги. Что это даст простому горожанину?
Каждому из нас приходится в своей жизни сталкиваться с бюджетными организациями. С какими-то чаще, с какими-то реже - к примеру, со школой родители сталкиваются почти ежедневно.
Нет никакого секрета в том, что бюджетные организации вызывают массу всяческих нареканий граждан. Но все вроде как знают, что и спрашивать с них нечего, - воплощенная бедность.
А между тем деньги из бюджета все-таки перечисляются, и немалые. И не лишне, стало быть, гражданам знать, как их расходуют те, кто потом ссылается на свою бедность в ответ на любой вопрос.
Новым распоряжением будут определены и сроки, когда эта отчетность должна публиковаться: годовая - не позднее 1 апреля, полугодовая - не позднее 1 сентября. Кроме того, в те же сроки будут издаваться сборники публичной финансовой отчетности бюджетных организаций.
Это значит, что скоро в каждой школе, поликлинике и жилконторе на всеобщее обозрение должны быть вывешены документы, из которых будет видно, сколько денег получило это учреждение и куда их потратило.
Пришлось мне как-то видеть в одной городской больнице замечательное объявление. Вывешено оно было на обозрение родственников, приходящих к больным, и гласило, что городской бюджет не выделил средств для закупки одноразовых шприцев. Поэтому инъекции всем больным будут производиться многоразовыми шприцами. Или, если кто хочет, вернее, если кто не хочет заразиться через эти шприцы, пусть носит свои.
Объявление, конечно, свидетельствует об отчаянии. Но, с другой стороны, очень интересно было бы знать, выделяет ли бюджет одной строкой деньги именно на шприцы, или же выделенные средства были потрачены на что-то иное, а родственники теперь несутся к ближайшей аптеке и скупают там все, что под руку попадется - шприцы, капельницы, лекарства...
Попробуй кто-нибудь тогда по поводу объявления сунуться к главному врачу с просьбой отчитаться, какие такие средства и на что были выделены бюджетом, много бы он чего услышал хорошего. А теперь сделать это придется. Не исключено, что и шприцы при таком раскладе появятся. Шприцы стоят, конечно, копейки - рубля три штучка. С учетом того, что требуется их при интенсивной терапии от 5 до 10 штук в день, и того, что лечатся в городских клиниках только бедные люди - богатые к ним и на пушечный выстрел не подойдут, - копейки вырастают в большую проблему для людей, которые, между прочим, из своих доходов платят налоги в том числе и на медицину.
Но с медициной большинство из нас, слава богу, сталкивается не каждый день. А вот в детский сад и в школу люди ходят каждый день. И эти маленькие ходящие туда люди частенько приносят своим родителям записочки о том, что требуется сдать такую-то сумму на такую-то определенную нужду.
И в череде этих бесконечных нужд родители просто не в состоянии разобраться - что они оплачивают за себя, потому что учитель решил, что так будет лучше, а что - за бюджет, потому как "бюджет денег не выделил".
Терпение родительское, как и кошельки, не безгранично, а потому с каждым годом растет ропот и число жалоб во всевозможные инстанции на поборы со стороны педагогов.
Выясняется в большинстве случаев, что ничего криминального в этих поборах нет и учителя не присваивают родительских денег, а действительно пускают их на нужды образования. Но сам механизм финансирования процесса обучения, конечно, требует переделки.
Ибо сегодня никто не знает сколько в целом доплачивают родители за обучение. Почему? Да потому, что образование в России по Конституции бесплатное и всякие поборы дело полулегальное. Но всем известно, что школа на нищенском пайке, и все привыкли, что на ремонт класса, покупку компьютеров и даже штор скидываются родители. Однако, согласитесь, хотелось бы знать сколько именно не хватает школе денег и на что. Тогда стало бы понятно, на что и сколько надо "дособрать" родителям.
По мнению начальника отдела финансирования образования и культуры комитета финансов СПб Сергея Макеева, сегодня школа профинансирована из бюджета не менее чем на 80%, если не считать расходов на капремонт и дорогостоящее оборудование. По мнению же председателя комитета по образованию Татьяны Голубевой - на 50 %, а по мнению директоров петербургских школ финансирование нужно увеличить в 5 - 10 раз. Такой разнобой вполне объясним: нет даже двух соседних школ, в которых в расчете на одного ученика приходится одинаковая сумма денег, а уж в разных регионах эта цифра отличается до 40 раз. Соответственно, и количество денег, которые приходится школе "дособировывать" с родителей, очень разнится.
С момента вступления в силу нового распоряжения бюджет школы становится абсолютно прозрачным - ученик и родитель смогут проконтролировать путь каждого рубля, полученного школой из бюджета и заработанного самостоятельно.
Надо сказать, что это видимая часть айсберга, невидимая же связана с введением в 2000 году бюджетного кодекса (БК). Судите сами: до введения БК средства, которые школа получала из бюджета, тратились в соответствии со сметой расходов и жестко контролировались государством. Но зато внебюджетные деньги - допустим от платных кружков, сдачи в аренду помещений или спонсорские - использовались по решению администрации школы, и отчитывались за них, как говорят, по факту использования средств.
БК же обязывает школу и бюджетные и собственные средства проводить через бюджетные счета в казначействе, а это значит - школа и лампочку вынуждена покупать "по безналу".
- С моей точки зрения, - говорит Сергей Макеев, - прозрачность бюджета - это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо - поскольку позволяет контролировать расходование бюджетных средств: кому, сколько за что школа заплатила. Плохо, поскольку при неполной готовности исполнения бюджета по казначейской системе и недостаточном финансировании школ их работа очень затрудняется.
Сами опрошенные нами директора школ не очень рады нововведениям. И не потому, что надо отчитываться за бюджетные деньги, а потому, что надо еще и зарабатывать, и отчитываться. И при этом когда-то учить - то есть заниматься, собственно, своим основным делом. И реформа школы их не радует - говорят, что с каждым годом школе становится хуже и хуже. На это можно только ответить популярным нынче вопросом: "А кому сейчас хорошо?"
Школам придется начинать с выполнения распоряжения губернатора о публичной отчетности и указа президента о создании попечительских советов. Попечительский совет - это общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований. Изначально этот совет не контролирует бюджетные средства.
Правда и тут много сложностей: с одной стороны, родители не очень готовы к работе в попечительских советах - люди начинают интересоваться качеством образования, когда у них не стоит вопрос о куске хлеба. Но с другой - всех интересует вопрос поборов, а попечительский совет по идее призван не только контролировать доходы и расходы школы, но и привлекать средства для школы извне. Если директор увидит, что, например, перевод на нормативную форму финансирования не ухудшает материальное положение школы, дает гарантированный объем средств, а при наличии попечительского совета еще дает и внутреннюю свободу в расходовании денег, они быстро станут ее сторонниками.
Плюс к этому надо, чтобы рядовой учитель стал приверженцем реформы, а для этого он должен быть уверен, что реформа улучшит его материальное положение.