ПАМЯТНИК ТРЕМ ВЕКАМ ИЛИ ТРЕМ ГОДАМ?
Именем 300-летия в Петербурге реализуются столь разные проекты - от укладки асфальта до восстановления церквей, что только лишь по объему и разнообразию подготовительных работ эта деятельность сама по себе кажется многим достойной памятника. Многим, но не всем...
1 ноября в нашем городе стартовал конкурс на лучший проект монумента 300-летию Петербурга. Организатором творческого соревнования стал Общественный совет - организация, образованная около года назад из руководителей творческих союзов, профессиональных ассоциаций, ведущих предприятий, банков, средств массовой информации и т. д. Инициативу поддержал и губернатор Петербурга, распоряжением которого "юбилейному" памятнику было отведено место на безымянной площади возле съезда с Биржевого моста. Участие администрации в проекте ограничилось выделением участка - необходимые для создания памятника 5 млн рублей Общественный совет обязался собрать своими силами.
По условиям конкурса будущий памятник должен отражать "этапы исторического пути Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга, героизм и самопожертвование жителей города в переломные моменты истории, устремленность города в будущее". Для реализации столь абстрактной задачи уже зарегистрировались 23 авторских коллектива. Ответственный секретарь конкурса Виктор Рыбин в интервью "НВ" объяснил активность ваятелей их патриотизмом и живым интересом к идее, из-за которого Общественный совет продлил сроки регистрации конкурсантов на полтора месяца - до 15 декабря. На настрой участников конкурса, вероятно, повлиял и призовой фонд - 115 тысяч рублей плюс дополнительные 50 тысяч рублей победителю, обещанные лично Андреем Анановым. Как сообщил Виктор Рыбин, Общественный совет уже собрал необходимые средства для выплаты премий, а сбор средств на сам памятник начнется, вероятно, в апреле, когда станет известен победитель.
Между тем далеко не всем горожанам идея "юбилейного" памятника кажется удачной. Обращение к губернатору с просьбой отменить его распоряжение подписали представители петербургской интеллигенции, большинство из которых архитекторы, художники, историки. В их числе народный архитектор России Ирина Бенуа, директор Фонда спасения Петербурга Александр Марголис, историк литературы Борис Фрезинский, историк архитектуры Валерий Исаченко и другие. Как сказано в обращении, "предмостовое пространство у Биржевого моста, строго говоря, площадью не является - оно возникло в середине 50-х годов XX века в связи с постройкой нового металлического моста Строителей и реконструкцией Мытнинской набережной... В архитектурном отношении это место не представляет собой ничего примечательного - фасады рядовых доходных домов дореволюционной постройки разностильны и вместе не представляют художественного единства..." Планировать памятник 300-летию на этом месте они считают градостроительной ошибкой.
В Общественном совете эта точка зрения вызвала спокойную, почти философскую реакцию. "Говорят, что, когда встречаются два юриста, имеются как минимум три мнения. Когда спорят архитекторы, мнений может быть еще больше. Оба они могут быть народными архитекторами России и большими патриотами своего города, но отстаивать совершенно противоположные взгляды. Кроме того, безымянную площадь на съезде с Биржевого моста выбрал не наш Совет - нам ее предложил Комитет по градостроительству и архитектуре", - сообщил Виктор Рыбин. Что же касается упреков в неуместности памятника, в Общественном совете считают, что монумент 300-летию станет импульсом для благоустройства безымянной площади и прилегающей к ней набережной.
По словам главного архитектора Петербурга Олега Харченко, Институт прикладной химии, владения которого сейчас занимают пространство вдоль Невы между Биржевым и Тучковым мостами, уже согласился отдать часть своей территории и зданий. "Здесь будет организован проезд, фасады технических корпусов преобразятся, одним словом, в Петербурге появится еще одна набережная", - сказал Олег Харченко, добавив, впрочем, что КГА не ставит перед собой цель непременно осуществить задуманное к 300-летию. Время рождения новой набережной зависит от результатов переговоров с испанскими, американскими, английскими и другими инвесторами, которые хотели бы заняться ее обустройством. Это намерение иностранные бизнесмены объясняют не столько перспективой появления по соседству нового памятника 300-летию, сколько близостью старой Петропавловской крепости.