ВСЕМ НАШИМ ВСТРЕЧАМ РАЗЛУКИ, УВЫ, CУЖДЕНЫ

1 января с завершением отпусков в F 1 вступит в силу конвенция от 15.03.2000 г., согласно которой Benetton Formula Ltd уступит свое насиженное место в королевском классе Renault Sport. Мартовская акция, поначалу вызвавшая панику у пристрастной публики, при домашнем анализе ни новизной, ни оригинальностью не поразила.

С одной стороны, последнее время Benetton не имела особых оснований похвастать громкими успехами, потихоньку скатываясь не в самую золотую середину. С другой, Renault, декларировав по окончании сезона-97 свой исход из Formula 1, сей демарш выдавала скорее за желаемое: полностью абстрагироваться от F 1 ей не удалось - двигатели у Williams (1998 - 1999), BAR (1999), Arrows (2000) и Benetton (1998 - 2000), назывались ли они Mecachrome, Supertec или Playlife, были не чем иным, как моторами Renault. Да и ее трепетное отношение к доводке FB02 посеяло изрядные сомнения в дальнейшем воздержании. Нынешнее возвращение Renault подводит черту под пребыванием, а может, всего лишь первым пришествием Benetton в элиту мирового автоспорта, начавшимся в 1983-м со спонсорства, когда Лючано Бенеттон, на паях с сестрицей Джулианой в 1965-м основавший семейный бизнес по обеспечению человечества трикотажными изделиями, обратился к Formula 1. Его взгляд упал на конюшню Tyrrell - в поддержке дядюшки Кена Лючано видел неплохую возможность рекламы своего бизнеса. Далее Бенеттон спонсирует Alfa Romeo и Toleman, а в 1986-м, перекупив последнюю, выходит на авансцену королевских гонок собственной конюшней Benetton Formula Ltd с автомобилем В186 и парой пилотов - Герхардом Бергером и Тео Фаби. Тут будет нелишне несколько слов сказать о команде Тэда Тоулмена. Появившись в 1970-м, в Formula 1 она обозначилась лишь в 1981-м. Однако пройти сито квалификации в тот сезон она сподобилась лишь на 13-м этапе в Монце. Самым громким успехом 5-летних мытарств Toleman в F 1 стало 2-е место Айртона Сенны в GP de Monaco-84. И помниться эта конюшня, скорее всего, будет дебютом Сенны в Formula 1, да еще добровольной, но не безвозмездной сдачей на милость United Colours of Benetton. Итак, 1986-й. Новая прихожанка оказалась не робкого десятка и, познав вкус победы на GP de Mexico-86 (Бергер), с 19 очками заняла 6-е место в Кубке конструкторов. В следующем году Benetton поднимается ступенью выше, а в 1988-м на капитанском мостике команды появляется тот, с чьим именем в дальнейшем будет ассоциироваться представление о команде и благодаря кому изменится имидж F 1. О нем - отдельно. ФЛАВИО Флавио Бриаторе родился в 1950 году в семье учителей начальной школы. Покончив со школьной программой в 18 лет, он не спешил продолжить образование, а подвизался в страховой компании, в которой, впрочем, не задержался, органично трансформировавшись в маклера Миланской валютной биржи. Судьба свела его с Лючано Бенеттоном в 1974-м, как раз в тот момент, когда Флавио решил завязать с маклерством. Простое знакомство вскоре переросло в крепкую дружбу с неограниченным доверием, и в 1977-м Бриаторе отправился в США приобщать дикий Запад к United Colours. Спустя 10 лет Бенеттон привозит своего сослуживца в Аделаиду на Australian GP. Эффект, произведенный на мануфактурного коммивояжера ревом моторов, бешеными скоростями и 70-тысячной публикой, оказался неожиданным - в этой оглушительной моторизованной суете Бриаторе вмиг углядел сверхдоходный промысел и уже на следующий год стал управляющим директором Benetton Formula Ltd. Впервые в истории F 1 эту должность занял не гонщик, не инженер, а сподвижник Гермеса. И он будет первым, кто приведет в паддок топ-моделей, рок-певцов, звезд спорта и Голливуда, которые впоследствии разбредутся по всей pit lane. На новом поприще Бриаторе освоился весьма оперативно, и хотя год его прихода в команду победами не отмечен (их тогда поделили Прост и Сенна), в чемпионате Benetton заняла 3-е после McLaren и Ferrari место. В ожидании первых дивидендов, пришедших в виде победы в Japanese GP-88 (Алессандро Нанини), Флавио не сидел, сложа руки. Он был вездесущ, на зависть легко решая финансовые, технические и кадровые проблемы. Очередной успех - первый дубль (Нельсон Пике, Роберто Морено) - постиг Benetton год спустя все на той же Судзуке. Пике, вслед за Японией выиграв и Австралию, стал первым в истории конюшни гонщиком, занявшим 3-е место в чемпионате (1990). Помимо названных пилотов эти два сезона Объединенные цвета отстаивали Джонни Херберт и Эмануэль Пирро, a Benetton перемещается с 4-й на 3-ю позицию в Кубке конструкторов, то есть пребывает на виду и становится разборчива в спонсорах. Однако самая большая удача Benetton (читай - Бриаторе), обеспечившая ей славу пожизненно и посмертно, - приобретение в 1991-м юного Михаэля Шумахера. На примкнувшего к сонму титулярных пилотов на GP de Belgique новобранца Formula 1 сразу же положили глаз боссы и менеджеры конюшен, но, пока они раздумывали, как заполучить немецкое дарование, Флавио действовал. Хитро и напористо. Еще в Бельгии он разведал, что явивший автомиру будущего четырехкратного чемпиона Эдди Джордан контракт с ним заключил лишь на две гонки, да и тот юридической строгостью не отличался. Остальное было делом блестящей техники, и уже на следующем этапе в Монце победитель немецкой F3, рекрут Mercedes в чемпионате спортпрототипов, заменил Морено в желто-зеленом В191, дабы навеки прославить Benetton. ЕСЛИ НЕ ДРУЗЬЯ, ТО ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ Пожалуй, пора остановиться и на взаимоотношениях Бриаторе с пилотами. Они никогда не были для него лишь средством достижения цели. Флавио и его подопечные могли и не водить тесную дружбу, но всегда оставались единомышленниками. Итальянца не упрекнешь в стремлении поскорее расстаться с пилотом, не везущим результат. Поэтому довольно сомнительным представляется его нынешний отказ от услуг Джанкарло Физикеллы, причины которого - "чисто коммерческие". Относясь достаточно ровно ко всем своим пилотам, одного Флавио тем не менее не просто выделял - Михаэля Шумахера Бриаторе боготворил: немец был и останется для него гораздо больше, чем пилот, друг, советчик и эталон общения с паддоком. ТЯЖКОЕ БРЕМЯ СЛАВЫ В 1992-м Benetton открывает собственный технический центр в Энстоуне. В этом и сезоне-93 Шумахер, быстро обретший в Formula 1 родную стихию, выигрывает по одному этапу, занимая в личном зачете 3-е и 4-е места, а публика охотно взирает на постфинишную сценку: легкий смеющийся Михаэль запрыгивает на крепкого, также не скрывающего своей радости Флавио. Изначально атрибут каждого подиума, впоследствии эта картинка сопровождает исключительно победные этапы, но реже от этого не становится. Тем временем команда уверенно обживается в призовой тройке, помимо Шумахера эксплуатируя многоопытных Мартина Брандла (1992) и Рикардо Патрезе (1993). В паддоке трудились Рори Бирн, Росс Браун, Том Уокиншоу. Ингредиенты победного коктейля были налицо. Пиком славы Benetton стала следующая пара лет. В 1994-м под жестким прессингом FIA, явно симпатизировавшей Williams, Шумахер выигрывает чемпионат, а команда при участии Йоса Ферстаппена занимает 2-е место. Первоначально предполагалось, что тылы немцу прикрывать будет Юрки-Ярви Лехто, однако, пропустив два первых этапа сезона из-за травмы, JJ не преуспел и в дальнейшем. Куда больше пришелся ко двору голландец, появившийся в Benetton с подачи Шумахера, с которым Йос был (и остается) весьма дружен. Годом позже Михаэль становится самым молодым двукратным чемпионом Formula 1, а Benetton празднует первую и, увы, последнюю победу в Кубке конструкторов - grazie и второму пилоту конюшни Джонни Эрберту. Помимо Михаэля, уже в 17 лет весьма точно идентифицировавшего практически любую неисправность и четко ее сформулировавшего, вновь отдадим должное смекалке Бриаторе. Второе место в 1994-м, отстав на 15 очков от бесспорного тогдашнего фаворита Williams, Benetton заняла благодаря более чем сомнительной дисквалификации FIA, лишившись честно заработанных Шумахером 16 очков и 20 - вполне реальных, не отправься Михаэль милостью той же FIA на скамейку запасных на два этапа. С учетом этого, казалось бы, межсезонье можно было посвятить косметике и активному отдыху. Однако Флавио, чутко улавливавший мнение паддока, понимал: на восьми цилиндрах Ford Zetec от конкурентов шибко не оторвешься. Нужно было что-то посолиднее, скажем, Renault. Но французы, довольствуясь Williams и Ligier, к расширению клиентуры не тяготели. Тогда Бриаторе сделал то, что мало кому пришло бы в голову, - он купил у Ги Лижье его детище, после чего желанный мотор благополучно перекочевал с JS42 на В195. Это был взлет, предшествовавший постепенному сходу Benetton с формульного Олимпа. ХОРОШЕГО ПОНЕМНОЖКУ С окончанием сезона-95 команду покидает Шумахер. И дело не в деньгах: и Бриаторе, и Бенеттон - люди далеко не бедные, им было что противопоставить предложению Scuderia. Но Михаэль уже перерос Benetton. От Ferrari же Флавио получил пару классных пилотов - Герхарда Бергера и Жана Алези, с которыми в 1996 - 1997 гг. конюшня стабильно занимала 3-е место. Но победу праздновала лишь однажды (GP von Deutschland-97, Бергер), очки давались все труднее, да и технический мозг потихоньку стал расплываться: Росс Браун и Рори Бирн подались за Шумахером в Ferrari, а Том Уокиншоу сам стал конезаводчиком. Достойна внимания акция, проведенная Бриаторе в 1996-м: он меняет полученное от Toleman британское гражданство конюшни на итальянское, хотя флаг Италии на ее болидах красовался всегда. Сезон-97 стал в Benetton последним для Алези, Бергера и... Бриаторе. Существует несколько версий ухода Флавио - от несложившихся отношений с Алессандро Бенеттоном до финансовой нечистоплотности. Но, скорее всего, ему, как и в свое время Шумахеру, Benetton в ее тогдашнем виде наскучила. Во всяком случае, Бриаторе не исчез, а только отошел ненадолго. Замечу: и он, и Renault одновременно покидают крупный план F 1, с тем чтобы потом также одновременно на нем появиться: именно Бриаторе, прикупив фирму Mecachrome, продолжил ее генеральную линию - снабжение F 1 моторами от Renault. Теперь последняя возвращается. Разумеется, в компании с Флавио. Однако я, кажется, опередила события. Как бы то ни было, но ни сменивший Бриаторе Рокко Бенеттон, ни Ник Вирт, ни Пат Симондс, ни талантливые Джанкарло Физикелла и Александр Вурц не смогли остановить откат команды сначала на 5-ю (1998), а затем и на 6-ю (1999) позицию. И хотя в 2000-м, ознаменованном возвращением Бриаторе, она и разделила 4 - 5 места, ее отставание от финишировавшей третьей Williams радужных перспектив не сулило. Мрачный прогноз на нынешний сезон оправдался полностью. Не спас положение и арендованный у сэра Фрэнка юный Баттон, жаждущий повторить в Benetton карьеру Шумахера. Однако неудачу 2001-го не стоит так уж драматизировать - пока Renault занималась мотором. Стало быть, дойдет и до шасси. О прочих планах французов доподлинно не известно. Впрочем, они не скрывают желания заполучить нового четырехкратного чемпиона мира. Года этак через три. КОМУ ГОВОРИМ ADIOS Прощаясь же с Benetton Formula Ltd, бесстрастно констатирую, что за свою 16-летнюю службу в Formula 1 в 260 GP она приняла 519 стартов, одержала 27 побед, завоевала 15 pole, установила 35 рекордов круга и набрала 856,50 очка. Подготовлено с использованием материалов, предоставленных пресс-службами Benetton Formula Ltd и Renault Sport. Статистика - Benetton Formula Ltd.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.