ДЕСЯТЬ ЛЕТ УСПЕХА
Мероприятия, посвященные 10-летию крупнейшей российской нефтяной компании "Лукойл", прокатились по России. Выставочные акции прошли в самых значимых в Волгограде, Саратове, столице Коми Сыктывкаре, Астрахани, Калининграде и других. В Петербурге заключительная выставка, посвященная 10-летнему пути "Лукойла", была организована почему-то в Аничковом дворце, где располагается городской Дворец творчества юных. Посетители выставки могли ознакомиться с производственной, общественной и благотворительной деятельностью компании.
Президент "Лукойла" Вагит Аликперов на открытии выставки отметил, что для компании она является значимым событием не только потому, что завершает череду торжественных мероприятий. Именно в Северо-Западном регионе планировалось провести итоговые выставки, конференции и круглые столы, которые проводились до этого в 18 странах, крупнейших регионах Российской Федерации и Москве. Это, по словам президента компании, дань уважения региону, в котором "Лукойл" добывает сегодня 11 млн тонн нефти и где занято около 300 тысяч сотрудников компании, и Санкт-Петербургу как центру, с которым "Лукойл" в значительной степени связывает перспективы собственного развития. Вагит Аликперов выразил признательность губернатору Калининграда, руководству Вологодской области, губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву, которые нашли возможность для участия в праздновании юбилея. Президент "Лукойла" поблагодарил также руководство Северо-Западного федерального округа за понимание и участие в решении стоящих перед компанией задач.
Отметив изменения, происходящие в городе, Вагит Аликперов пожелал Санкт-Петербургу и в будущем оставаться столь же красивым и гостеприимным.
Выступивший на открытии выставки губернатор Петербурга Владимир Яковлев сказал, что 10-летие не столь большой, но весьма значимый срок, который совпал с периодом сложнейших экономических преобразований. "Лукойл" смог подтвердить, что, работая на нефтяном рынке, создает новые рабочие места, вкладывает средства в развитие производственной базы, строительство танкеров, реализацию социальных программ. Владимир Яковлев выразил убеждение, что в последующие 10, 20, 40 и 100 лет компания сумеет справиться со своими задачами, а самое главное, будет не только работать на российском, европейском, американском рынках, но и зарабатывать. Выставка, по мнению губернатора, явилась дополнительным подтверждением того, что когда совпадают интересы, то и дело идет.
- Наша задача на Северо-Западе - выстроить всю вертикаль добычи, переработки и реализации нефти, - рассказал в краткой беседе с журналистами Вагит Аликперов. - Сегодня мы добываем здесь около 11 млн тонн нефти. Нам принадлежит более 250 заправочных станций, а главная цель - увеличить добычу нефти в регионе до 20 млн тонн, развивать розничную сеть продаж по регионам ежегодно на 20 - 25%. Надеемся, что наш сервис, по крайней мере в Петербурге, сегодня отвечает повышенным требованиям автолюбителей, но мы планируем совершенствовать его и в дальнейшем.
Значительную роль в развитии отечественной экономики играет расширение транспортного бизнеса НК "Лукойл". После распада СССР большая часть танкерного флота оказалась за пределами России. В течение пяти лет компания создала собственный танкерный флот, включая суда ледового класса. Благодаря этому решаются давние проблемы осуществления северного завоза и обеспечения нефтепродуктами северных регионов страны. В феврале нынешнего года со стапелей ГУП "Адмиралтейские верфи" был спущен на воду уже третий серийный танкер ледового класса "Калининград". Всего на "Адмиралтейских верфях" для нужд компании заказано 5 подобных танкеров. Кроме того, еще пять таких же кораблей были построены в Германии на верфи MTW в Висмаре. По словам Вагита Аликперова, в будущем году будет завершена программа строительства танкеров, и их общая численность в составе флота "Лукойла" достигнет десяти.
На вопрос, что он считает главными этапными событиями в развитии компании за 10 лет, Вагит Аликперов ответил, что это создание самой компании "Лукойл", ее фактическая приватизация и, наконец, подписание в ноябре прошлого года соглашения между "Лукойлом" и Getty Petroleum Marketing Inc. Последнее предусматривает поэтапное приобретение "Лукойлом" 100% акций компании на общую сумму в 71 млн. В результате этой сделки "Лукойл" приобрел 200 АЗС в 10 штатах США и стал фактически транснациональной компанией.
Большая часть АЗС расположена в районах Нью-Йорка, Бостона и Филадельфии. Компания GPM продает около 3 млн тонн нефтепродуктов в год и занимает в общей сложности до 4% розничного рынка в регионах своей деятельности.
10 лет работы компании были ознаменованы значительным ростом ее сбытовой сети. В прошлом году "Лукойл" реализовал через розничную и мелкооптовую сеть сбыта 7,2 млн тонн нефтепродуктов, в том числе более 1,4 млн тонн через АЗС (с учетом франчайзинга). За этот же период на экспорт пошло 7,8 млн тонн нефтепродуктов. В основном это были дизельное топливо, мазут и масла.
Уже несколько лет компания выпускает бензин с октановым числом 98, а скоро бензины Аи-76 и Аи-92 в целях борьбы с фальсификацией будут окрашиваться, и в них будут добавляться специальные маркеры для точного определения качества.
Только за последние годы НК "Лукойл" были представлены потребителям не только бензины, но и моторные масла нового поколения "Лукойл-люкс" и "Лукойл-синтетик", производимые на Пермском НПЗ. Масло "Лукойл-люкс" прошло испытание в фирме "Мерседес-Бенц" и получило одобрение Европейской ассоциации автопроизводителей. Масло "Лукойл-синтетик" одобрено к применению фирмами "Мерседес-Бенц", "БМВ", "Порше", "Фольксваген". С августа прошлого года компания приступила к выпуску и реализации автокосметики и технических жидкостей.
В соответствии с утвержденной стратегической программой развития на период до 2010 года НК "Лукойл" предусмотрена реконструкция всех российских нефтеперерабатывающих заводов компании. На эти цели "Лукойл" до 2005 года предполагает инвестировать около $500 млн собственных средств. Из них половина предназначена для Волгоградского НПЗ, 30% - для Пермского и 20% - для Ухтинского заводов.
В результате реконструкции глубина переработки нефти на предприятиях компании должна возрасти до 90% и обеспечить соответствие выпускаемых моторных топлив европейским стандартам.