ПОСЛЕДНЯЯ ТАЙНА РУССКОЙ ДЖУЛЬЕТТЫ
Мария Меншикова умерла в день своего рождения, 26 декабря, когда ей исполнилось всего восемнадцать. Однако за свою короткую жизнь она успела дважды обручиться, выйти замуж и даже стать матерью...
ОШИБКА "ПИРОЖНИКА"
Старшая дочь Меншикова еще играла в куклы, когда заботливый отец подыскал ей достойную партию. Русская знать с радостью породнилась бы с "двойником" Петра Великого. Но Александр Данилович косился на блистательную, еще независимую Польшу. Ему приглянулся граф Петр Сапега. Сын вероятного претендента на польский престол. Вскоре молодой вельможа прибыл в Петербург, чтобы познакомиться с будущей женой. Обходительный поляк развлекал грациозную черноглазую Машеньку в перерыве между занятиями. Она изучала европейские языки, музыку и чудесно танцевала. Молодые друг другу понравились. И дело шло к свадьбе.
В 1726 году, когда невесте еще не было пятнадцати, состоялось обручение. Императрица Екатерина I пожаловала дочерям Меншикова, Марии и Александре, свои портреты, усыпанные бриллиантами, для ношения на андреевских лентах, а жениху - орден Александра Невского. Однако алчному князю все было мало. У него созрел план более выгодного брака, который и погубил всю семью: он задумал женить на Марии внука Петра I - будущего Петра II.
Когда в апреле 1727-го Екатерина всерьез занемогла, родных и окружение встревожила судьба трона. Граф Остерман, член Верховного тайного совета, предложил одним махом примирить два враждебных семейных клана - наследников от первого и второго браков Петра Великого: взять да и поженить Петра и Елизавету! Но покойному царевичу Алексею Елизавета - сестра, а его сыну Петру - тетка. А он ей племянник. И все по отцу - единокровные. Церковь и знать были несколько ошарашены. Но Андрей Иванович гнул свое: "Из слова Божьего явственно есть, что вначале, при сотворении мира, даже сестры и братья супружествовали, и через то человеческий род расплодился, ибо других людей не было, кроме тех, что от Адама и Евы рождены". Правда, невесте - 18, а жениху лишь 12. Ну, эту мелочь время сгладит!.. Больше всех эта "гениальная" идея раздражала, конечно, Меншикова, задумавшего породниться с будущим царем.
ОПАЛА МЕНШИКОВА
В мае Екатерина I отошла в вечность, завещав престол малолетнему Петру II. Пока все шло по замыслу "светлейшего". Александр Данилович только подзабыл, что девять лет назад он в числе других подписал смертный приговор царевичу Алексею, отцу юного царя. Это был солидный козырь в руках недругов "выскочки-пирожника". Мария, словно предчувствуя роковую развязку, умоляла отца не разлучать ее с графом Сапегой. Да и подросток-монарх не жаждал жениться. Но в конце мая (Меншиков торопился!) они все же обручились. Невеста с горя неделю металась в горячке. Но потом смирилась, будто застыла. Не зря жених с усмешкой называл ее "мраморной статуей" или "восковой куклой".
Стыдливая красота Марии меркла перед ослепительною внешностью, пламенным темпераментом и остроумием Елизаветы. Остерман зрил в корень: царствующий племянник по уши влюбился в свою обольстительную тетку. Она весело кокетничает с этим длинноногим, красивым и загадочным мальчиком-императором, таскает его на танцы и на охоту, все крепче привязывая к себе. Забыв о невесте, Петр II целыми днями пропадает в обществе лукавой Елизаветы и любимого фаворита Ивана Долгорукого.
Как на грех "светлейший" слег в постель с признаками чахотки. Одолев смертоносную бациллу, князь попал в царскую опалу. Возведенный Меншиковым замок счастья рухнул под натиском князей Долгоруких, которые особенно постарались "вывести на чистую воду" бывшего властелина. Увидев караул у дверей своего дома, несгибаемый князь впервые в жизни упал в обморок. Сподвижнику Петра I было что терять. У него конфисковали, кроме петербургских дворцов, 6 городов, имения в России, Польше, Прусии и Австрии, 90 тысяч крепостных, а также 5 миллионов золотом наличными и 9 - в английских и голландских банках. И до чего же это прибыльное дело - быть реформатором!
Уже в сентябре Меншикова арестовали и вместе с семьей сослали в Раненбург Рязанской губернии, а немного позднее - в глухой сибирский городишко Березов. За время пути посланники из дворца до нитки обобрали опальных князей. Сначала отняли пожалованные ордена, а у бывшей царской невесты - обручальный перстень императора. Потом ссыльных догнала военная команда капитана Мельгунова. Изгнанникам приказали выйти из повозок - и на дорогу полетели их пожитки. На княжне Марии оставили лишь зеленую юбку из тафты, штофный черный кафтан, белый корсет и атласный чепчик, а на зиму - зеленую тафтяную шубку.
РУССКИЙ РОМЕО
Не выдержав испытаний, умерла жена Меншикова. Остальные еще долго плелись в крытых рогожей кибитках. В Березове князь с помощью работников срубил небольшой домик с часовенкой. В одной комнате разместились Александр Данилович с сыном, в другой - обе княжны, в третьей - прислуга, четвертая была кладовой. Вот и все хоромы "баловня счастья"! В тоскливые зимние вечера он рассказывал детям о прошлом. А они записывали - в назидание потомкам. Рукопись, увы, затерялась.
Прошло около века, когда миру стала известна последняя тайна царской невесты. Оказывается, Марию давно и страстно любил Федор Долгорукий. Сын знаменитого лукавого царедворца Василия Лукича. Узнав о ссылке возлюбленной, молодой князь взял заграничный паспорт и под чужим именем пробрался в Сибирь в 1728 году. Для родных он был отщепенцем, для Меншиковых - кровным врагом. Чем не русский вариант Ромео и Джульетты? Что двигало Меншиковым, когда он благословлял этот союз: отцовская нежность, расчет или месть? Неведомо. Молодые тайно обвенчались. И летом их часто видели гуляющими вместе. На жене было дорогое черное платье - вероятно, подарок мужа. Но их скромное счастье было недолгим. Через год Мария скончалась от тяжелых родов двойней. Ее похоронили вместе с детьми - в одном гробу...