НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК ТЕАТРАЛАМ
В воскресенье, 22 декабря, свершилось событие долгожданное и радостное: в Театре музыкальной комедии, что на Итальянской, 13, вступил в строй Большой зал, ремонтировавшийся... тринадцать лет!
Для петербуржцев это театр особенный. Во дни праздников и во времена печали сюда приходили за радостью. Тут всегда были блистательные актеры, которых все знали, любили, с чьими спектаклями и ролями люди связывали свою судьбу. Ну а в военную пору, как известно, это был единственный творческий коллектив, остававшийся на боевом дежурстве все 900 дней блокады. Дивы, и первые любовники, и субретки, и комические старики - все они оказались истинными героями, ибо продолжали петь и танцевать и тогда, когда из-за стужи в неотапливаемом зале сковывало суставы, а мизерный паек не компенсировал затраченных сил. Но театр вдохновлял защитников города, и для ленинградцев и всего мира он был и остается символом его оптимизма и мужества. Надо бы на здании театра укрепить мемориальную доску, а в одном из великолепно отреставрированных, по-дворцовому роскошных интерьеров фойе устроить постоянную выставку - дабы каждый приходящий сюда осознал и ощутил величие свершенного театром подвига и ту ответственность, которую былое возложило на наследников.
Годы недавних злополучных скитаний коллектива по чужим сценам, когда у театра не было средств на продолжение ремонта, а то, что он получал из бюджета или зарабатывал, уходило на арендную плату, - годы эти директор театра В. В. Пашков назвал его второй, мирной блокадой. Искали богатея, который бы купил помещение под свой офис, оставив актерам возможность играть. Слава богу - обошлось! Губернатора В. А. Яковлева я в последние годы несколько раз встречал на стройке. Возродить историческое здание было его горячим личным желанием, и нынче, открывая обновленный зал, он выглядел именинником. Ну и наверняка ничего не получилось бы без А. А. Белинского - без его невероятной энергии, предприимчивости, художественного, административного и дипломатического талантов. Постепенно сокрушая преграды, он сначала открыл в нижнем этаже, где некогда размещался ресторан-кабаре, Малый зал, ставя тут один за другим спектакли, готовя репертуар и для большой сцены. Александр Аркадьевич охотно предоставлял помещение для учебных спектаклей Театральной академии, а лучших студентов вербовал в свою труппу.
И вот когда поднялся удивительно красивый занавес, творение известных художников-дизайнеров З. и А. Томашевских и С. Скригиной, когда зазвучал оркестр, предводительствуемый сначала Станиславом Горковенко, а потом Игорем Пискаревым, представлен был гала-концерт, который продемонстрировал, что обновленная, богатая дарованиями труппа достойна сверкающего Большого зала. В театре несколько настоящих звезд, но пусть простят меня молодые, если я не перечислю их тут: о них еще много и, надеюсь, с похвалой будут писать. Я же хочу благодарно назвать "стариков", порадовавшись тому, что ни один из них на сцене не выглядел стариком, ибо преданность искусству побуждает их сохранять образцовую актерскую форму. Для тех, кто посещает Музкомедию десятилетиями, выход каждого из них был праздничным, ностальгически трогательным событием. Для нового же зрительского поколения то была привилегия познать истинный шик оперетты. Неповторимого обаяния дуэт Зои Виноградовой и Виталия Копылова, царственная Людмила Федотова, эталон мужественности - и не только на опереточной сцене - Вячеслав Тимошин, благородный Альфред Шаргородский, уморительный Арташез Араратян, трогательный Альберт Панков - все они были в этот вечер в ударе. И замечательные артисты следующего, но уже очень многоопытного поколения Вера Васильева, Валентина Кособуцкая, Елена Полосина, Виктор Кривонос, Евгений Тиличеев, Борис Смолкин были на значительной высоте. Как и балетный коллектив, ведомый Кириллом Ласкари, и хор, подготовленный Игорем Вербицким.
Теперь обновленный зал предстоит заново обживать. Его нужно обогреть, установить с помощью радиоэлектроники баланс звучания голосов и инструментов. Ну - и ставить спектакли, которые каждый раз подтверждали бы высказанное А. А. Белинским убеждение, что многократно похороненный недругами жанр оперетты жив и плодоносит.